Остров раздора

19 октября
666 0 0

Небольшой остров, занимающий важное стратегическое положение в Индо-Тихоокеанском регионе, становится полем борьбы Индии, США и Японии с Китаем.

Остров раздора

Pixabay.com

Растущее влияние Китая в Индийском и Тихом океанах тревожит Вашингтон, Токио и Дели. Борьба разворачиваются на нескольких фронтах. Одним из них является Шри-Ланка, которая находится на главных морских путях, ведущих из Индийского океана в Тихий. Пекин проявляет повышенный интерес к шриланкийским портам, Вашингтон, Токио и Дели в попытке противодействовать ему расширяют сотрудничество с Коломбо в сфере безопасности. 

Яркий пример – повышенная активность, царившая в первых числах октября в гавани Коломбо. Сначала в нее вошли японский вертолетоносец «Кага», крупнейший военный корабль Страны восходящего солнца, и эсминец «Инадзума». На следующий день состоялась встреча высших офицеров небольшой японской эскадры с командующим ВМФ Шри-Ланки, на которой много говорили о расширении сотрудничества между двумя странами в военной сфере.  

После ухода «Каги» японские военные корабли, кстати, должны провести четырехдневные совместные военно-морские учения с шриланкийскими военными моряками. 

Говоря о сотрудничестве Японии и Шри-Ланки в военной сфере, можно упомянуть и посещение в августе Шри-Ланки министром обороны Японии. Этот визит, кстати, состоялся через несколько месяцев после первого за 16 лет визита на остров главы МИД Японии.  

4 октября японские корабли покинули Коломбо, но в тот же день их место заняло китайское спасательное судно Hai Yangdao, тоже прибывшее с четырехдневным дружественным визитом. Состоялась встреча и командного состава китайского корабля с командованием шриланкийского флота, причем, встреча прошла в дружественной обстановке. 

Китайцы по своему обыкновению очень ловко воспользовались тем, что американцы в последние годы отказали Шри-Ланке в военной помощи, сославшись на нарушения прав человека на острове. Пекин же, к примеру, только в этом году пообещал подарить Коломбо фрегат. Следует вспомнить и солидный долг Шри Ланки Китаю. Не удивительно, что в 2017 г. правительство острова передало Китаю порт Хамбантоту в столетнюю аренду! И Коломбо, и Пекин утверждают, что он не будет использоваться в военных целях, но сам факт передачи важного в стратегическом отношении порта на сто лет не мог не обеспокоить Вашингтон, Токио и, конечно же, в первую очередь, Дели. 

Особенно тяжело сейчас приходится Индии. В Дели забили тревогу, когда Пекин открыл первую военную базу за пределами Поднебесной - в Джибути. В Индии не без оснований испугались, что китайцы окружают их всевозможными союзами и партнерствами. Речь идет о Пакистане, Шри-Ланке, Бангладеш, Мьянме и Непале. 

В большой игре в Южной Азии, главными участниками которой являются Индия и Китай, инициатива и перевес сейчас явно на стороне китайцев. Последним Пекину удалось переманить в свой лагерь Непал, где в середине января было приведено к присяге прокитайское правительство. Это, конечно, не значит, что Катманду разорвал отношения с Дели, потому что связи между двумя странами довольно прочные. Непальцы, к примеру, могут ездить на работу в Индию без виз, а индийские товары составляют 60% всего непальского импорта. Однако отношения с Китаем у Непала при новом правительстве резко пошли в гору. 

В Дели, наверняка, еще больше встревожились, когда к Китаю развернулась и Мьянма. В ходе визита в Пекин Государственный советник Мьянмы и фактический лидер страны Аун Сан Су Чжи согласилась с предложением Си Цзиньпина о создании китайско-мьянманского экономического коридора. Китай едва ли не единственная страна, готовая помогать с инфраструктурными проектами Мьянме, которая из-за притеснений народности рохинья вновь оказалась в международной изоляции. Мьянма очень важна для КНР тем, что дает выход к Индийскому океану. 

У Поднебесной есть плацдарм и в самом Индийском океане. Около года назад парламент Мальдив менее чем за десять минут утвердил соглашение о свободной торговле с КНР толщиной, кстати, в тысячу страниц. Еще одно соглашение о свободной торговле в Южной Азии у Китая с давним союзником Пакистаном. На подходе такое же соглашение и со Шри Ланкой. 

Опасения индийцев относительно окружения имеют под собой веские основания. У Пекина большой выбор мест для военных баз, и все они находятся вблизи Индии. Возглавляют список шриланкийский порт Хамбантота и пакистанский Гвадар. Хамбантоту КНР получила в самом конце прошлого года в аренду на 99 лет в счет долгов. 

Коломбо должен был выплатить Пекину свыше 1 млрд долларов в декабре 2017 года. С деньгами, конечно, возникли очень серьезные проблемы. Китайские партнеры согласились реструктуризировать долг. Властям Шри Ланки пришлось отдать в аренду в счет долга китайской компании China Merchants Port Holdings, кстати, государственной, Хамбантоту. И это при том, что в Шри Ланке на долю Китая приходится лишь 12% госдолга. Кстати, эта доля за счет участия Шри Ланки в проекте «Один пояс, один путь» увеличится в полтора раза и достигнет 17%. 

Столетняя аренда важного порта, наверняка, выгоднее наличных денег. Но с другой стороны, подобные ситуации ставят Председателя КНР Си Цзиньпина в несколько неловкое положение. Рекламируя гигантский проект, который является его детищем, китайский лидер неоднократно говорил, что он принесет пользу не только Китаю, но и странам, которые будут в нем участвовать. Но это, как минимум, далеко не всегда так, как обещают в Пекине. 

Расширение Хамбантоты началось в 2008 году, когда страной руководил президент Махинда Раджапакса (2005-2015). Первая фаза, закончившаяся в 2010 году, стоила 361 млн долларов. 85% из них выделил Export-Import Bank of China. В целом же смета вплотную приблизилась к 1,5 млрд.  

В 2009 году начато строительство второго шриланкийского международного аэропорта в Маттале, расположенной в 20 км от Хамбантоты. 190 из 209 млн долларов выделил китайский банк Exim Bank of China. Сейчас аэропорт в Маттале называют «самым пустым международным аэропортом планеты» - в неделю он обслуживает лишь четыре рейса. Не удивительно, что правительство хочет его продать. Индия боится, что Китай купит аэропорт и превратит его в военно-воздушную базу. В 2016 году из Дели приезжала делегация, но стороны, похоже, не сошлись в цене. 

После того, как проблемы с долгом Хамбантоты были частично решены, Пекин предложил Шри Ланке еще два совместных строительных проекта в районе порта: трехмиллиардный НПЗ и 125-миллионный цементный завод. 

Китай также участвует на Шри-Ланке в полуторамиллиардном расширении порта Коломбо. Над первой фазой трудится China Communications Construction Co. 

Хамбантота доказывает, что не все инфраструктурные проекты BRI приносят прибыль. По мере роста убытков в Коломбо поняли, что не в состоянии вернуть долг. Внешний долг Шри-Ланки на конец 2017 года составил 48,3 млрд долларов (81,6% от ВВП). По данным МВФ, это третий долг среди развивающихся стран. Только его обслуживание ежегодно «съедает» 11 млрд долларов, примерно, столько, сколько составляют налоговые поступления страны.

Тактика «долговой» дипломатии у китайцев доведена до автоматизма. Достаточно вспомнить Пирей в Греции, главный плацдарм китайского дракона в Старом Свете; или глубоководный австралийский порт Дарвин, где находится американская военная база более чем с тысячей морских пехотинцев. Кстати, шриланкийцы провернули самую выгодную сделку в финансовом отношении – им за порт Пекин списал долги в сумме 1,1 млрд долларов. Неплохо заработает и Джибути, которое будет ежегодно получать за базу 20 млн долларов. Пирей достался китайским компаниям за 436 млн долларов, а Дарвин в 2015 году - всего за 506 млн австралийских долларов (388 млн долларов США).  

Конечно, Индия не ждет, когда Китай замкнет кольцо, и тоже играет военными мускулами. В конце прошлого года в Дели громко отметили успешные испытания в Бенгальском заливе новой ракеты BrahMos, а на днях индийцы подписали контракт на поставку российских ЗРС С-400 «Триумф». Но даже с такими современными ракетами, как BrahMos, которые при запуске с Андаманских или Никобарских островов «накрывают» стратегический Малаккский пролив, Дели не сравнится с Пекином ни в военной мощи, ни в расходах на оборону, ни в экономической сфере. Китайская экономика, к примеру, почти в пять раз больше индийской. У Дели просто не хватает ресурсов для привлечения соседей на свою сторону. Так что, такие сильные союзники, как США и Япония, пусть даже на одном локальном фронте – в борьбе за Шри Ланку, индийцам очень кстати. 

США, Япония и Индия, похоже, заключили неофициальный союз с целью воспрепятствовать дальнейшему проникновению Китая на Шри-Ланке. Они проявляют интерес к порту Тринкомали на восточном побережье Шри Ланки для того, чтобы сделать его противовесом китайскому присутствию в Хамбантоте и в других районах острова. 

В Тринкомали в апреле уже заходило американское госпитальное судно Mercy, а в августе, через несколько недель после того, как ВМФ Шри-Ланки впервые принял участие в крупных военно-морских учениях Rim of the Pacific, и десантный корабль Anchorage, который затем провел совместное учение с шриланкийскими моряками. 

Поделиться
Комментарии0

Атомная подводная лодка (АПЛ) «Кузбасс» Тихоокеанского флота (ТОФ) вернулась в пункт базирования после длительного выполнения задач в море.

137 1 0

Подразделения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО) совершают масштабный полевой выход артиллерийских в преддверии предстоящей проверки за летний период обучения проходит в Приморском крае.

Российские ВКС в Сирии нанесли авиаудар по объекту боевиков ИГИЛ (запрещена в России) под Пальмирой.

Новый приказ министра обороны России о накопительно-ипотечной системе (НИС) – так называемой «военной ипотеке» - вступил в силу.