Япония на перепутье

4 декабря
560 0 0

Главная проблема японской оборонки не в конкурентах, а «в себе».

Япония на перепутье

фото: pixabay

Токио стоит перед непростым выбором, сделать который с каждым днем становится все труднее. С одной стороны, у правительства Страны восходящего солнца Речь естественное желание сохранить и развивать собственный, японский оборонно-промышленный комплекс (ОПК). С другой, не менее естественном желание получить как можно больше отдачи от денег, которые тратятся на повышение обороноспособности Сил самообороны Японии (JSDF). Второе желание противоречит первому, потому что выполнить его проще всего, покупая оружие и военную технику за границей, т.е. подпитывая не свой, а чужой, по большей части, американский ОПК. 

Ситуацию осложняет соседство почти полуторамиллиардного Китая, который стремительно наращивает военную мощь и играет мускулами все дальше от берегов Поднебесной, а также Северной Кореи с ее ракетной и ядерной программами, отказываться от которых Пхеньян не хочет несмотря на переговоры с Америкой и начавшуюся нормализацию отношений с Южной Кореей. 

Японский ОПК в современном понимании этого слова возник вскоре после окончания Второй мировой войны, когда Страна восходящего солнца восстанавливала разрушенную войной промышленность. Япония в те годы взяла на вооружение три принципа «кокусанка», т.е. превращения в национальное или коренное. Речь шла о том, чтобы добиваться поставок за счет собственной продукции; если это невозможно, добиваться лицензий, позволяющих использовать собственную инфраструктуру и оборудование; добиваться получения оборудования и технологий, имеющих более широкое применение, чем конкретный проект, для которого они поставляются.  

Благодаря лицензионным соглашениям и другим методам передачи технологий японское правительство в послевоенные годы определило необходимые платформы, которые могли понадобиться при возрождении ОПК, и широко их использовала.   

Сегодня японский ОПК в основном можно считать автономным. Японские оборонные компании производят почти все военные корабли для ВМС JSDF и большую часть сухопутной военной техники. 

Конечно, далеко не все происходит так гладко, как может показаться на первый взгляд. Существует ряд препятствий для развития ОПК Японии. Главное – сравнительно небольшой внутренний рынок, означающий, кроме множества минусов, еще и практическое отсутствие конкуренции.  

Одним из главных недостатков небольшого внутреннего рынка являются очень высокие цены на продукцию японского ОПК. В качестве примера специалисты чаще всего приводят военно-транспортный самолет C-2. При потребности как минимум в 40 таких машин за два последних года JSDF заказали всего лишь 7. Причина – высокая стоимость транспортника, которая составляет 201 млн долларов. В результате на следующий финансовый год Минобороны Японии заказало еще всего лишь два таких самолета.  

В буквальном смысле этого слова «золотые» С-2 вместе с необходимостью из-за соседства с КНДР с ее баллистическими ракетами уделять особое внимание дорогим системам ПВО к большому финансовому напряжению оборонного бюджета. Ситуация зашла так далеко, что Минфин Страны восходящего солнца обратился в этом году к военным с предложением заменить С-2 чем-нибудь подешевле. 

И это несмотря на то, что Япония – третья экономика планеты, что деньги в стране есть и что руководство уделяет укреплению обороноспособности повышенное внимание. В следующем финансовом году, например, Министерство обороны Японии получит на свои нужды рекордные 48 млрд долларов, что на 2,1% больше, чем в предыдущем году. Причем, возможность для повышения оборонных расходов имеется, потому что они составляют всего лишь 1% от ВВП. Если бы Япония вступила в НАТО, скажем, то ей пришлось бы резко как минимум в полтора раза повышать военный бюджет. 

С учетом целого ряда причин, включая геополитические нюансы и особенности японской экономики, в Токио пришли к выводу, что Страна восходящего солнца не сможет стать полностью автономной в таких сферах ОПК как истребительная авиация и системы ПВО, где очень важно международное сотрудничество.   

По данным Минфина и Минобороны Японии, в предыдущем финансовом году, который у японцев длился с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2018 года, 10 крупнейших компаний ОПК заключили с военными контракты на 7,5 млрд долларов. Следует заметить, что крупнейшие японские оборонные компании могут с большой натяжкой считаться такими на международном уровне. В сотню крупнейших оборонных компаний планеты входят девять из первой десятки, но самые большие - Mitsubishi Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries далеки от первой десятки мирового рейтинга и могут похвалиться лишь тем, что входят в его первую полусотню. 

Японские оборонные компании участвуют сейчас в разработке новых самоходных артиллерийских установок, бронированных армейских автомобилей, боевых машин пехоты для сухопутных войск Сил самообороны Японии и многого другого. ВМС JSDF получат новые корабли и подводные лодки. 

ОПК Японии работает, хотя по указанным выше и не на полную мощность. Упоминавшееся выше соседство КНР и КНДР вынуждает Токио все больше и больше полагаться на американскую программу военной помощи иностранным государствам (FMS). Причем, покупать приходится не «грошовое» оружие, а такую «крутую» и сверхдорогую военную технику, как, например, F-35 Joint Strike fFighter и зенитно-ракетные системы. В такой помощи не было бы ничего плохого, если бы она не уменьшала долю оборонного бюджета, которая достается японскому ОПК.  

По данным Министерства обороны Японии, расходы Токио на покупки техники и оружия по линии FMS выросли в последнее время более чем в… десять раз: с 390 млн долларов в 2011 году до рекордных 4,4 млрд долларов в 2016 финансовом году. Впрочем, в Минобороны полагают, что в текущем году эта цифра снизится до 3,6 млрд долларов. 

Стремительно растущие расходы на FMS, конечно же, как минимум, не благоприятствуют политике Токио, направленной на развитие собственного ОПК, которую японские правительства проводят уже без малого полвека. 

Японский ОПК, как уже отмечалось выше, и сейчас без особых проблем строит корабли для ВМС Сил самообороны. Он также долго справлялся и с производством истребителей, но эта автономия закончилась в 2011 году, когда был выпущен Mitsubishi F-2, сильно модифицированная версия F-16 Fighting Falcon. 

Специалисты считают, что лучшим решением для Японии является усиление интеграции в иностранные программы закупок и международной кооперации в развитии определенных систем вооружений. 

Но для этого необходимо что-то сделать с высокой ценой продукции японского ОПК. Если вернуться к предложению Минфина Японии об экономии средств за счет перехода на более дешевые транспортные самолеты, то, как пишет Bloomberg, японским военным советуют перейти на американский C-130J Hercules, который не только вдвое дешевле японского «коллеги», но и менее прихотлив в работе и обслуживании. Способность садиться и взлетать даже с плохо оборудованных и приспособленных взлетно-посадочных полос вместе с низкой ценой значительно перевешивают, по крайней мере, с точки зрения японских финансистов, два главных плюса С-2: более высокие грузоподъемность и скорость, чем у американского конкурента. 

Это, конечно, простой и правильный с точки зрения экономики, финансов и здравого смысла выход. Но такой переход на более дешевые зарубежные аналоги вполне может стать смертным приговором японскому оборонно-промышленному комплексу. Хотя смерть, конечно, будет долгой.

Поделиться
Комментарии0

Атомная подводная лодка (АПЛ) «Кузбасс» Тихоокеанского флота (ТОФ) вернулась в пункт базирования после длительного выполнения задач в море.

137 1 0

Подразделения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО) совершают масштабный полевой выход артиллерийских в преддверии предстоящей проверки за летний период обучения проходит в Приморском крае.

Российские ВКС в Сирии нанесли авиаудар по объекту боевиков ИГИЛ (запрещена в России) под Пальмирой.

Новый приказ министра обороны России о накопительно-ипотечной системе (НИС) – так называемой «военной ипотеке» - вступил в силу.