Вторая встреча между президентом США Дональдом Трампом и северокорейским лидером Ким Чен Ыном закончилась фактически провалом. По главным вопросам: ядерному разоружению Пхеньяна и снятию санкций Вашингтоном стороны не продвинулись вперед ни на шаг.
Ханойский саммит закончился небольшим скандальчиком. Иначе не назовешь резкое сокращение продолжительности разговора тет-а-тет и отмену совместного ланча. Так что можно говорить, что Трамп и Ким покинули столицу Вьетнама… голодными как в прямом, так и в переносном смысле этого слова: один с маленькими приключениями (сломался трап) отправился домой по воздуху, а второй - по железной дороге.
Очевидно, под впечатлением малоприятных бесед во второй день саммита стороны ни слова не сказали в Ханое о возможности третьей встречи. Впрочем, Ким Чен Ын несколько позднее заявил, что готов встретиться с американским лидером еще раз. Что касается американцев, то они намекнули о возможности продолжения переговоров, но на более низком уровне.
На следующий день после саммита в Ханое президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин воспользовался поводом – национальным праздником и попытался в своем выступлении рассеять впечатление провала и напрасно потраченного времени, особенно если учесть, какой долгий путь пришлось проделать участникам саммита.
«Полагаю, частью процесса является достижение более высокого уровня согласия,- сказал лидер южной части Корейского полуострова.- Теперь наша роль станет еще более важной. Моя администрация будет плотно общаться и сотрудничать с Соединенными Штатами и Северной Кореей для того, чтобы они смогли любой ценой достичь согласия».
Провал переговоров оказался для всех полной неожиданностью. Особенно после такого многообещающего первого дня. Трамп и Ким так хвалили друг друга, что у всех сложилось впечатление, что во второй день будет подписано долгожданное соглашение.
Поздно вечером Белый дом распространил подробный распорядок работы на четверг: напряженные переговоры, рабочий ланч и, наконец, церемония подписания соглашения.
Однако в четверг утром все обратили внимание на мрачные лица участников саммита. Угрюмость списали на серьезность момента, требовавшего концентрации внимания и сил, но через несколько часов, как гром среди ясного неба прозвучало сообщение о том, что саммит закончился и что ланч и подписание соглашения отменяются. Уже накрытый в ресторане отеля «Метрополь» стол с табличками участников в ресторане гостиницы «Метрополь так и остался нетронутым. После неожиданного объявления об окончании саммита Трамп и Ким с помощниками разъехались по своим гостиницам.
Стороны, естественно, выдали каждый свою версию событий. Первым, как водится, высказался Дональд Трамп. Он объяснил провал саммита тем, что Ким потребовал полной отмены санкций в обмен на закрытие главного ядерного центра в Йонбене. Американцы же хотели, чтобы корейцы закрыли и другие ядерные объекты, включая секретные.
«В целом, можно сказать, что причина – санкции,- объяснил на пресс-конференции в Ханое Дональд Трамп.- Они хотели, чтобы мы полностью отменили все санкции, но мы не можем пойти на это… Мы должны сохранить санкции. Он хочет денуклериазации, но хочет взять обязательства в менее важных областях по сравнению с тем, чего он хочет от нас».
Он уверен, что отказ от всех санкций в обмен на закрытие одного Йонбена, каким бы крупным ни был этот центр, означал бы отказ от орудия воздействия, которое создавалось очень долго.
Трамп, конечно, не согласен с негативной оценкой результатов Ханойского саммита. ПО крайней мере, существовавший до него статус кво сохранится: КНДР не будет проводить ядерные и ракетные испытания, а США не будут участвовать в совместных военных учениях с Сеулом.
Американский лидер, кстати, наверняка уверен, что перехитрил по этому вопросу Кима, потому что он и без каких бы то ни было переговоров с Кимом был против совместных маневров с Южной Кореей, которые обходятся американским налогоплательщикам, по его словам, 100 млн долларов.
Несмотря на очевидный для всех, кроме президента Трампа, провал он проявил похвальную лояльность по отношению к собеседнику. Дональд Трапм назвал Кима «отличным парнем» и человеком с сильным характером. Отношения же ними Трамп охарактеризовал как «очень крепкие».
Возможно, Дональду Трампу просто не хотелось выглядеть еще нелепее, потому что накануне он очень много хвалил корейского визави. Резкая смена отношения на следующий день выглядела бы совсем уж смешной и глупой.
С другой стороны, все может быть более-менее естественно, и он действительно испытывает к Киму дружеские чувства. Дело дошло до того, что американский лидер даже защищал на пресс-конференции Ким Чен Ына, когда речь зашла об американском студенте Отто Уормбире. Он был арестован в Северной Корее и отправлен домой в июне 2017 года, когда уже был серьезно болен.
«Он сказал, что не знал об этом,- заявил Трамп,- и я ему поверил».
Дональд Трамп также рассказал журналистам, что передал собеседнику, что по данным американской разведки у Пхеньяна есть секретные ядерные объекты, и потребовал, чтобы они тоже были включены в переговоры. По мнению президента США, глубина информации, которой обладают Штаты, произвела на Кима сильное впечатление.
Госсекретарь Майк Помпео считает, что провал переговоров частично объясняется разногласиями по поводу последовательности выполнения обязательств: процесса ядерного разоружения Северной Кореей и отмены санкций Соединенными Штатами. Он также обратил внимание присутствовавших, что по твердому убеждению американской стороны в переговоры был включен и существующий ядерный арсенал КНДР, состоящий, по мнению экспертов, из нескольких десятков ядерных зарядов, для части которых есть и ракеты-носители.
Госсекретарь Помпео добавил, что переговоры по ядерной тематике через некоторое время возобновятся, но признал, что договоренностей о дате новой встречи нет.
Пхеньян не согласился с версией Дональда Трампа. Северокорейская сторона неожиданно провела пресс-конференцию в Ханое в полночь. На ней глава МИД КНДР Ли Ён Хо заявил, что Ким Чен Ын просил лишь о частичной, а не полной отмене санкций в обмен на закрытие Йонбена. Причем, по словам главного северокорейского дипломата, речь шла о санкциях против гражданской экономики, которые негативно действовали на уровень жизни северокорейского народа. США отказались от возможности, сказал Ли, которой может больше не представиться. При этом он добавил, что позиция Пхеньяна не изменится, если даже состоятся новые переговоры, и подтвердил, что несмотря на исход встречи в Ханое КНДР, как и обещала, закроет Йонбен. Причем, в присутствии специалистов из США…
Дональд Трамп покинул Ханой вечером. Ким же задержался во вьетнамской столице и провел переговоры с руководством Вьетнама. Дорога домой частично на автомобиле, частично по железной дороге займет почти трое суток. Не исключено, что он заедет в Пекин, чтобы встретиться с Си Цзиньпином.
Кстати, Дональд Трамп, надо отдать ему должное, упомянул на пресс-конференции КНР и Россию, которые помогали организации и проведению Ханойского саммита.
Закончил пресс-конференцию Дональд Трамп словами, что первым делом, поднявшись на борт президентского самолета, он позвонит главным союзникам Америки на Дальнем Востоке: лидерам Японии и Южной Корее. Он действительно позвонил Муну и Абэ, рассказал им об итогах саммита и добавил, что переговоры с Пхеньяном продолжатся.
Если провал Ханойского саммита во всей красе показал дилетантизм Трампа как дипломата, но особого вреда ни ему, ни США не принес, то для Мун Чжэ Ина он может иметь очень серьезные негативные последствия. Южнокорейский президент очень рассчитывал на прогресс на второй встрече между лидерами США и КНДР и отмену санкций, что позволило бы Сеулу возобновить торговлю с Севером и делать инвестиции в экономику КНДР.
По словам одного южнокорейского дипломата, которые приводит лондонский Guardian, Сеул результат Ханойского саммита поверг в состояние, близкое к шоку.