Новый театр борьбы между США и КНР – западная часть Тихого океана

30 апреля
714 0 0

Пекин все отчетливее обозначает свое присутствие в регионе, который ВМС США считают жизненно важным для американских интересов. Речь идет о западной части Тихого океана, которую в Вашингтоне считают зоной своего влияния.

Новый театр борьбы между США и КНР – западная часть Тихого океана

фото: pixabay

Пекин все отчетливее обозначает свое присутствие в регионе, который ВМС США считают жизненно важным для американских интересов. Речь идет о западной части Тихого океана, которую в Вашингтоне считают зоной своего влияния. Пекин привлекает маленькие островные государства обещаниями помощи и кредитов, которые, с одной стороны, дают толчок развитию этих одних из наиболее беднейших экономик планеты, а с другой, дают возможность обогащения верхушке, что делает сотрудничество с Пекином таким привлекательным для элит. Противники китайского влияния в этой части Тихого океана, кстати, такой же удаленной как от Китая, так и от США, обвиняют Пекин в новой форме неоколониализма.

В западных столицах и в первую очередь, конечно, в Вашингтоне очевидное стремление Поднебесной взять под контроль регион вызывает тревогу, потому что в отличие от Африки в нулевые Пекин действует не только с использованием мягкой, но и вполне осязаемой, жесткой силы – набирающей с каждым годом дополнительную мощь и мускулы Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Конечно, Китай сталкивается с США и их союзниками и в других частях земного шара, но здесь, в западной части Тихого океана, имеется много нюансов и особенностей. Здесь Поднебесной приходится иметь дело с крошечными островными государствами, зачастую монархиями, с маленьким населением и слабой экономикой, но с огромными морскими территориями, нередко богатыми как рыбой, так и минеральным сырьем. Это значит, что для завоевания влияния на важных в стратегическом отношении морских маршрутах, крайне важных для американцев, достаточно в сравнении с другими регионами относительно небольших инвестиций.

Основания для опасений в Вашингтоне, конечно, есть. На закономерно возникающий вопрос, что понадобилось в этой Богом забытой части земного шара Китаю, потому что в отношении экономики они по большей части не представляют особого интереса? Конечно, этот же вопрос можно задать и американцам, но они на такие вопросы никогда не отвечают, потому что совершенно искренне считают, что интересы у них есть везде и что это не обсуждается.

Если говорить, к примеру, о Соломоновых островах, то ответ очевиден и лежит в военной плоскости. Пекин очень хотел бы убедить местных политиков расстаться с Западом и броситься в китайские объятия. Интерес в Пекине к Соломоновым островам, архипелагу с населением всего лишь 630 тыс. человек, очевиден и заключается в близости его от Гуама. Говорить о роли Гуама для стратегии США в Тихом океане нет нужды. На этом острове находится одна из крупнейших американских военно-морских баз. Не удивительно, что на Соломоновых островах часто можно увидеть… научно-исследовательские китайские корабли. Китайские ученые исследуют фауну региона и уделяют очень большое внимание исследованию морского дна. Это информация может оказаться очень кстати для китайского подводного флота в случае конфликта между Америкой и Китаем.

Все ясно и в отношении политики, даже если забыть о стратегической важности региона для США. Западная часть Тихого океана – театр, к счастью, пока еще мирной борьбы между Китаем и Тайванем. Пекин, например, настойчиво уговаривает власти Соломоновых островов разорвать дипломатические отношения с Тайбэем и установить их с Пекином.

Одной из задач НОАК является концепция сдерживания противника при помощи создания повышенной опасности для дислоцирования или перемещения его сил в защищаемую местность (A2AD). В первую очередь, речь идет, конечно, об Южно-Китайском море и водах вокруг Тайваня, «мятежного» острова, который в КНР по-прежнему считают отколовшейся провинцией и которую, по мнению китайцев, обязательно следует вернуть в состав материкового Китая. Причем, если не получится это сделать мирным путем, то вполне можно применить и силу.

В Вашингтоне сейчас полностью понимают опасность от подозрительной активности Поднебесной в западной части Тихого океана. Вашингтон договорился в январе с Австралией о строительстве общей военной базы на острове Манус в Новой Гвинее, в стране в южной части Тихого океана, которая получает значительную помощь от Пекина. Вашингтон также уговаривает те тихоокеанские страны, у которых еще сохранились дипломатические отношения с Тайванем, не разрывать их и не переходить в лагерь материкового Китая.

«Тихоокеанские острова не хотят попадать в ситуацию, когда им придется выбирать, на чьей они стороне,- говорит Джеймс Бэтли, бывший Верховный комиссар (посол) Австралии на Соломоновых островах.- Даже Австралия хочет сохранить возможность поддерживать более-менее нормальные отношения с Китаем».

Суммарная помощь КНР странам Тихоокеанского региона составляет всего лишь ок. 4% от общей иностранной помощи Китая, но Пекин использует эту помощь стратегически очень логично и разумно. Деньги в основном идут на инфраструктуру, которая «заметна» для населения. К тому же, в среднем размеры финансирования китайских проектов превосходят этот показатель других доноров, что тоже выгодно выделяет Китай.

Еще один пример действий Китая в регионе – архипелаг Фиджи. Региональные державы хотели изолировать его после военного переворота в 2006 году. Пекин же не только поддержал новые власти, но и в течение всего лишь двух лет увеличил помощь Фиджи с 1 млн долларов до… 161! С тех пор в знак благодарности Фиджи всячески препятствует деятельности Форума тихоокеанских островов (PIF), региональной группы, в которую входят союзники США Австралия и Новая Зеландия, традиционно имеющие значительный вес в регионе. Канберру также беспокоит финансирование Китаем строительства глубоководных портов в регионе, например, в Порт-Виле на Вануату. В Австралии не без оснований подозревают, что после окончания строительства порта Пекин попросит у правительства Вануату разрешения использовать его в качестве военной базы.

Высока сейчас зависимость от китайских денег и китайского влияния и в королевстве Тонга. В 2008-10 гг. это тихоокеанское

государство получило кредитов и займов от Поднебесной на 114 млн долларов. Сейчас его долг Китаю достиг почти 43% от ВВП.

Здесь следует напомнить еще об одном стратегически аспекте, повышающем важность тихоокеанских островных государств для Китая – они играют очень важную роль в деятельности китайской спутниковой системы навигации Beidou, которая жизненно необходима для ракетных войск НОАК.

Конечно, есть в маленьких островных государствах Тихого океана и противники дружбы с Поднебесной. У них немало аргументов в пользу негативного отношения к проникновению Китая. Например, миграция – с каждым годом на островах растет численность китайцев, подавляющее большинство которых занимается бизнесом и торговлей, конечно. Конечно, китайцы живут на островах много лет, но предыдущие поколения вполне нормально интегрировались в местные общества. Что же касается новичков, приехавших в последние годы, то они держатся особняком и зачастую смотрят свысока на местных жителей.

Речь идет не только об интеграции. Например, власти Соломоновых островов сейчас изучают выводы исследования, согласно которому многие китайские компании платят местным жителям меньше установленного законом минимума и отказываются делать обязательные социальные выплаты в бюджет. Причем, все чаще китайские бизнесмены и компании вторгаются в последние оставшиеся занятыми исключительно аборигенами сферы местной экономики: выращивание бетеля, например, и транспорт.

В отношении Соломоновых островов обращает на себя внимание еще один любопытный факт: Китай уже стал крупнейшим торговым партнером островного королевства несмотря на то, что дипломатические отношения у него по-прежнему с Тайванем, а не с материковым Китаем. КНР полностью поглощает экспорт островами древесины, минералов, рыбы и пальмового масла и обеспечивает их всем необходимым, начиная от кастрюль со сковородками и заканчивая пластмассовыми детскими игрушками.

Поделиться
Комментарии0

Главная цель «базовой» стратегии Поднебесной – защита мегапроекта «Один пояс, один путь», а в конечном итоге – усиление влияния Китая во всем мире и, в первую очередь, на Ближнем Востоке и в западной части Тихого океана.

657 0 0

Атомная подводная лодка (АПЛ) «Кузбасс» Тихоокеанского флота (ТОФ) вернулась в пункт базирования после длительного выполнения задач в море.

137 1 0

Подразделения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО) совершают масштабный полевой выход артиллерийских в преддверии предстоящей проверки за летний период обучения проходит в Приморском крае.

Российские ВКС в Сирии нанесли авиаудар по объекту боевиков ИГИЛ (запрещена в России) под Пальмирой.

Новый приказ министра обороны России о накопительно-ипотечной системе (НИС) – так называемой «военной ипотеке» - вступил в силу.