Вашингтон ведет дело к войне с Ираном

13 мая
505 0 0

Несмотря на заявления президента Трампа о мирных намерениях США проводимая им политика в отношениях с Ираном делает ирано-американскую войну все более вероятной.

Вашингтон ведет дело к войне с Ираном

фото: pixabay.com

На Ближнем Востоке вновь неспокойно. Эти сообщения давно стали привычными, но каждый раз в них появляются все новые и новые нюансы. Сейчас, к примеру, все обсуждают не ситуацию в Сирии и Ираке и даже не отношения между Израилем и палестинцами и в очередной раз обострившееся положение вокруг сектора Газа, откуда регулярно обстреливают ракетами территорию еврейского государства. В мае главное внимание мировой общественности уделено Ирану и его отношениям с Соединенными Штатами, которые вновь обострились до предвоенного уровня. Причем, обострились они, как в подавляющем большинстве предыдущих случаев, благодаря Вашингтону. 

Существует теория, что оружие и военная техника, чтобы не прийти в непригодное состояние, должно хотя бы время от времени стрелять и действовать. В Белом доме несмотря на то, что за окном XXI век, по-прежнему в почете политика канонерок. С одной, правда, существенной разницей: в отличие от XIX века сейчас вместо канонерок к далеким берегам, а США несмотря на трамповскую политику «Америка превыше всего» не намерены отказываться от роли мирового жандарма, Пентагон отправляет ударные группы ВМС во главе с авианосцами. Единственное отличие от предыдущих администраций в осуществлении жандармских функций сейчас заключается в том, что в Пентагоне действительно начали бережнее относиться к деньгам налогоплательщиков. Сейчас американским генералам и адмиралам приходится больше думать и просчитывать, прежде чем отправлять за тридевять земель и морей американские военные корабли, потому что это дорогое удовольствие. Применительно к Ближнему Востоку и Персидскому заливу и противостоянию с Ираном, которые сейчас опять на первых страницах газет и лент информационных агентств, известны, к примеру, следующие выкладки. Недельное размещение в регионе двух авианосных групп обойдется американским налогоплательщикам в 106 млн долларов. В случае серьезного военного столкновения понадобится размещение дополнительной военной техники и в первую очередь авиации. Даже без учета потерь в живой силе стоимость операции в таком случае многократно возрастает. 

Эти астрономические цифры, конечно, не означают, что в Пентагоне упустят случай побряцать оружием и лишний раз показать всем, что Вашингтон продолжает защищать «американскую демократию» по всему земному шару. С другой стороны, ситуация сейчас несколько изменилась: каждая отправка ударных авианосных групп за тысячи километров от американских берегов просчитывается тщательнее, чем раньше. Американские военные стратеги начали более ответственно относиться к своей работе. Это значит, что каждая отправка крупных военно-морских сил имеет больше шансов вылиться в настоящий военный конфликт, чем, скажем, в нулевые годы XXI столетия. 

Прошлая неделя доказала, что Белый дом, Госдеп США и Пентагон вновь стали на конфронтационный путь. С одной стороны, президент Дональд Трамп заявляет о готовности к телефонным переговорам с руководством Ирана (ИРИ), а с другой, вдобавок к ударной группе ВМС США во главе с авианосцем «Авраам Линкольн» и сопровождающей ее тактической группировке бомбардировщиков в самом конце прошлой недели прибавились десантный корабль «Арлингтон» водоизмещением ок. 23 тыс. тонн, способный взять на борт порядка 700 морпехов и 14 военных машин; и зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот», т.е. те самые ЗРК «Пэтриот», которые Трамп и госсекретарь Майк Помпео так настойчиво уговаривают Анкару купить вместо российских ЗРК С-400 «Триумф». 

«Исполняющий обязанности министра обороны утвердил переброску корабля «Арлингтон» (LPD-24) и комплекса «Пэтриот» в ведение Центрального командования США (CENTCOM) в ответ на первичный запрос командования»,- говорится в сообщении Пентагона. 

Эти средства усилят уже отправленную в Персидский залив ударную группу ВМС во главе с авианосцем «Авраам Линкольн» и целевую группу ВВС США в ответ на угрозы Тегерана напасть на американских военных в регионе. В заявлении Пентагона обоснование выражено сухим канцелярским языком: в ответ на «признаки повышенной готовности Ирана проводить наступательные операции против сил США и для защиты наших интересов». 

С обоснованием своих резких действий, а иначе отправку усиленной десантниками ударной авианосной группы в Персидский залив назвать трудно, ни в Белом доме, ни во внешнеполитическом ведомстве Соединенных Штатов, ни в Пентагоне особенно не «заморачиваются». В Вашингтоне действуют по давно ставшему привычным сценарию – бездоказательных обвинений в адрес потенциальных противников. В связи с этим достаточно привести ставший уже хрестоматийным пример – нападение на Ирак в 2003 году, которое тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл обосновал в Совбезе ООН, помахав перед лицами дипломатов пробиркой с непонятным содержимым. Позднее было неопровержимо доказано, что в пробирке не было никаких химических отравляющих веществ, как с пеной у рта доказывал Пауэлл, обосновывая необходимость атаки на Багдад. Но это никого ни в особняке на Пенсильвания авеню, ни на Капитолийском холме, ни в военном и внешнеполитическом ведомствах не волновало. Цель оправдывает средства, считают американцы, а цель – свержение режима Саддама Хусейна и взятие под контроль иракской нефти была достигнута. 

О том, что прошедшие с того времени полтора десятилетия ничему американскую политическую элиту не научили, говорят события последних дней и недель. Американские власти действовали по точно такому же сценарию, как в начале нулевых годов. На первом этапе нагнетание напряженности. Президент Трамп, надо отдать ему должное, еще с предвыборной кампании не скрывал своего крайне негативного отношения к Ирану. Антииранские заявления перешли в область практических дел ровно год назад, когда США в одностороннем порядке вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий (JCPOA), больше известного как «ядерная сделка» по Ирану, по которому Тегеран сворачивал свою ядерную программу в обмен на отмену санкций. Сделал это Трамп несмотря на утверждения МАГАТЕ, что Тегеран полностью и неукоснительно выполняет свои обязательства по JCPOA, подписанному в 2015 году, для того, чтобы не отменять санкции, а возвращать их. Причем, в более жестком формате, чем раньше. В начале ноября 2018 г. Вашингтон ввел второй пакет «новых-старых» санкций против Тегерана. В числе прочего они касались главного источника поступлений иностранной валюты в иранский бюджет – энергетического сектора. Санкции запрещали под угрозой введения вторичных санкций против нарушителей покупку у Тегерана нефти. Исключения были сделаны для восьми государств: КНР, Индии, Южной Кореи, Японии, Тайваня, Греции, Италии и Турции и действовали полгода.  

С приближением срока окончания действия разрешений и необходимости продлевать их еще, скажем, на полгода или отменять в Вашингтоне развернулась нешуточная борьба между «голубями» во главе с Помпео и «ястребами» во главе с советником Трампа по нацбезопасности Джоном Болтоном, возможно, главным врагом Тегерана в высших эшелонах американской власти. В конце концов президент Трамп стал на сторону «ястребов». В конце апреля было официально объявлено об отмене с 4 мая всех разрешений на покупку иранской нефти. Для того, чтобы сделать бочку с дегтем еще более горькой, за две недели до отмены разрешений Госдеп внес Корпус стражей Исламской революции, наиболее боеспособный род Вооруженных сил ИРИ, в черный список террористических организаций. Американские власти впервые признали террористической организацией подразделение законного правительства иностранного государства. 

Подготовив таким образом по всем законам жанра сцену действий и спровоцировав иранцев на ответные заявления о готовности дать отпор американским военным и перекрыть Ормузский пролив, одну из главных транспортных морских артерий планеты, по которой идут потребителям ближневосточные нефть и газ, а также на двухмесячный ультиматум для остальных участников JCPOA, американцы с осознанием выполненного долга направили в Персидский залив военно-морские и авиационные силы и теперь ждут ответа иранской стороны. Отправку кораблей и самолетов к берегам Ирана в Вашингтоне объяснили как обычно «надежной и достоверной» информацией о готовящемся нападении иранцев на размещенных в регионе американских военных. 

Вне всяких сомнений всю ответственность за нынешнее обострение обстановки в Персидском заливе и вполне возможный военный конфликт между США и ИРИ несет администрация США во главе с Дональдом Трампом. 

«Этот кризис можно было без труда заранее предвидеть и полностью предотвратить,- уверен ирановед Эрик Бруэр, раньше работавший в Совете национальной безопасности и отвечавший за отношения с Ираном,- но только тем, кто этого хочет избежать». 

Дональд Трамп, судя по его действиям и высказываниям, к таким людям не относится. Понять его несложно. Трампу, начинающему избирательную кампанию к следующим президентским выборам, сейчас не помешает маленькая победоносная война. Эти мысли легко объяснимы и вполне логичны для политика, но вот только не очень понятно, принимает ли Трамп и его окружение в расчет то, что Иран это не Ирак 2003 года и что военная кампания против Тегерана вполне может выйти за пределы «маленькой и победоносной» и принести ему не столько пользу, сколько вред.  

Поделиться
Комментарии0

Атомная подводная лодка (АПЛ) «Кузбасс» Тихоокеанского флота (ТОФ) вернулась в пункт базирования после длительного выполнения задач в море.

137 1 0

Подразделения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО) совершают масштабный полевой выход артиллерийских в преддверии предстоящей проверки за летний период обучения проходит в Приморском крае.

Российские ВКС в Сирии нанесли авиаудар по объекту боевиков ИГИЛ (запрещена в России) под Пальмирой.

Новый приказ министра обороны России о накопительно-ипотечной системе (НИС) – так называемой «военной ипотеке» - вступил в силу.