Афганистан рискует превратиться в новый плацдарм для международного терроризма

26 сентября
342 0 0

Боевики запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» усиливают свое присутствие в Афганистане

Афганистан рискует превратиться в новый плацдарм для международного терроризма

Zuma\TASS

Обе радикальные исламистские организации: и «Талибан», и «Исламское государство» (ИГ) признаны террористическими и запрещены на территории России. При этом талибы уже неоднократно приезжали в Москву для участия в конференциях по мирному урегулированию кризиса в Афганистане. Явно изменилось к ним отношение и в Вашингтоне. Несмотря на то, что самую долгую в истории Америки войну американцы начали в 2001 году с целью разгрома «Аль-Каиды», запрещенной в России, и движения «Талибан», которое приютило на своей территории террористов, организовавших теракты 9 сентября 2001 г., Госдеп до самого последнего времени вел с талибами переговоры. За последний год состоялось девять раундов переговоров в Дохе, столице Катара.

Диаметрально противоположное отношение и в Москве, и в Вашингтоне к еще одной террористической организации. «Исламское государство» после разгрома в Ираке и Сирии «расползлось» по соседним странам. Афганистан в планах джихадистов занимает особое место. Благодаря гражданской войне и войне талибов с американцами и спровоцированному этими войнами хаосу и неразберихе ИГ легче закрепиться в Афганистане, чем в других странах, за исключением, может быть разве что Ливии. Не удивительно, что руководство ИГ уже строит планы создания на территории многострадального Афганистана нового халифата и использования его как плацдарма для проведения террористических актов по всему свету, как это было два десятилетия назад в случае с «Аль-Каидой». Правда, для того, чтобы захватить Афганистан, джихадистам необходимо «разобраться» с талибами, которые вполне справедливо считают себя хозяевами в этой стране. Боевики ИГ атакуют талибов с таким же религиозным рвением и фанатизмом, как правительственные войска и полицию. Причем, трудно даже сказать, кого в ИГ считают большим врагом: правительство в Кабуле, признанное мировым сообществом как единственный и законный представитель народа Афганистана, или талибов, находившихся у власти в Кабуле пять лет до свержения в 2001 году вторгнувшимися американцами.

Выступая в Совбезе ООН в среду, глава МИД РФ Сергей Лавров, заявил что Север Афганистана может превратиться в новый плацдарм для террористической группировки ИГ.

"Север Афганистана рискует превратиться в новый плацдарм для международных террористических организаций во главе с ИГИЛ. Это требует соответствующего внешнего содействия Афганистану в преодолении этих угроз и вызовов", - сказал Лавров.

По его словам, ни один план по развитию экономического взаимодействия Центральной Азии с Афганистаном не может быть выполнен без адекватного реагирования на исходящие из этого государства угрозы.

О силе и влиянии «Исламского государства» в Афганистане красноречиво свидетельствует резкая активизация их террористической деятельности в 2019 году. Одним из самых громких и кровавых терактов был взрыв на свадьбе в Кабуле в августе, когда погибло 63 человека. Впечатлило и нападение джихадистов на руководство «Талибана».

Движение «Талибан», конечно, очень неоднородно. Есть в нем и свои «ястребы», которые, мягко говоря, очень недовольны переговорами с США о выводе американских войск из Афганистана в обмен на обещание присоединиться к борьбе с терроризмом в целом и с ИГ в частности. Их не устраивает такая политика руководства движения, и они в больших количествах переходят в ИГ, которое продолжает вести непримиримую борьбу с Западом и, в первую очередь, конечно, с США. Быстрый рост численности «Исламского государства» в Афганистане вызывает всеобщие страхи поразительно быстрого восстановления казалось бы только что разгромленной главной террористической организации планеты.  

«Когда ИГ начало брать ответственность за теракты в Кабуле, они показали всем свою силу, мощь своего оружия и денег,- объясняет сотрудник делийского фонда Observer Research Foundation Кабир Танеджа.- Для организации и проведения атак на территории, которую «Талибан» считает своей священной землей», необходима сильная экосистема».

Главной силой ИГ в Афганистане является аффилированная с ним террористическая организация «Исламское государство Хорасан» (ИГХ), контролирующее большие территории на востоке страны. Растет угроза того, что «Хорасан» создаст спокойное прибежище для террористов ИГ, которые будут планировать и проводить нападения и теракты за рубежом, т.е. воссоздаст ситуацию, существовавшую в Афганистане до терактов 11 сентября 2001 года.

ИГ продолжает усиливаться и после срыва переговоров между талибами и США. Президент Трамп хочет сократить численность американского контингента в Афганистане до президентских выборов в 2020 году. Тем не менее, по ряду причин он отменил тайную встречу с делегациями талибов и руководства Афганистана в Кэмп-Дэвиде.

Прекращение переговоров ставит под сомнение почти достигнутое соглашение, по которому в следующие пять месяцев Афганистан должны были покинуть ок. 5 тыс. американских военнослужащих в обмен на обещание движения «Талибан» фактического участия в контртеррористической деятельности. Сейчас США и талибы занимаются каждый своими делами. Талибы, к примеру, отправились на переговоры в Пекин. Не исключено, что они хотят хотя бы попытаться заменить в переговорном процессе США Китаем. И хотя, как сообщили сами талибы из Дохи, в Пекине обсуждалась ситуация в Афганистане и состояние мирного процесса, показательно, что делегацию талибов возглавлял мулла Барадар, тот самый, который участвовал в переговорах в Дохе со спецпредставителем Госдепа по Афганистану Залмаем Халилзадом.  

«Китайский спецпредставитель сказал, что американо-талибское соглашение является хорошим рамочным планом по мирному решению проблем в Афганистане,- говорится в заявлении движения «Талибан».- Китайская сторона его поддерживает».

Ситуация в Афганистане сейчас сложнее не придумаешь. Она напоминает уравнение со многими неизвестными.

«Обстановка невероятно сложная и волатильная,- объясняет Джонатан Шроден, военный аналитик из исследовательской организации CNA.- Между обеими партиями и Белым домом по-прежнему сохраняется единогласие в том, что единственный способ вывести наши войска из Афганистана и защитить наши интересы в этой стране – это какое-то соглашение, достигнутое за столом переговоров».

На фоне всеафганского хаоса и неразберихи далеко не молча и с кровавым отблеском витает угроза «Исламского государства», которая, к сожалению, усиливается с каждым если не днем, то неделей или месяцем. В США считают потенциально наиболее сильным и опасным подразделением «Хорасан». Эта организация возникла в 2014 году и известна жестокостью и склонностью к насилию, а также, явно по примеру ИГ, страшными пропагандистскими роликами в соцсетях. Специалисты полагают, что численность «Хорасана» составляет от 5 до 14 тысяч человек. По мнению Антонио Гистоцци, автора книги «Талибан на войне», она частично финансируется богатыми донорами из Персидского залива.

«Исламский халифат исчез, но после некоторого периода оцепенения он переродился в Афганистане,- говорит Гистоцци.- Каждый месяц в Афганистан и Пакистан приезжают десятки членов халифата из Ближнего Востока».

Новые боевики приходят и из других джихадистских групп в Афганистане и Пакистане, которые стремятся к безопасности, какой ее видят исламистские радикалы.

«Такие организации, как «Аль-Каида», полагаются на защиту, обеспечиваемую «Талибаном»,- объясняет Антонио Гистоцци,- но они начинают сомневаться в своих защитниках, которые ведут переговоры с США. Сейчас ИГ, похоже, осталось единственным надежным выбором, позволяющим сохранить для них хоть какое-то подобие безопасной гавани».

Талибы изумлены и потрясены таким быстрым усилением «Исламского государства» в Афганистане. Один племенной вождь из пакистанской провинции Белуджистан, граничащей с Афганистаном и Ираном, уверен, что талибы нервничают и боятся.

«Никто не знает и не может предсказать, насколько сильным будет «Талибан» в будущем»,- говорит он.

Джихадисты из ИГ атакуют талибов не только в Афганистане, но и в Пакистане. В одной только провинции Белуджистан и только в июне-августе этого года они как минимум пять раз нападали на талибов. Мало того, по словам одного из чиновников правительства Белуджистана, имеется информация о встречах между представителями ИГ и «Аль-Каиды». Если они объединят силы и выступят против «Талибана» единым фронтом, устоять ему будет трудно.

Поделиться
Комментарии0

  • 0

Атомная подводная лодка (АПЛ) «Кузбасс» Тихоокеанского флота (ТОФ) вернулась в пункт базирования после длительного выполнения задач в море.

141 1 0

Подразделения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО) совершают масштабный полевой выход артиллерийских в преддверии предстоящей проверки за летний период обучения проходит в Приморском крае.

Российские ВКС в Сирии нанесли авиаудар по объекту боевиков ИГИЛ (запрещена в России) под Пальмирой.

Новый приказ министра обороны России о накопительно-ипотечной системе (НИС) – так называемой «военной ипотеке» - вступил в силу.