Полковник Картрайт оказался дураком

12 января
667 0 0

Донесения агента под псевдонимом «Джордж Вуд» в силу их важности имели гриф наивысшей секретности. Доступ к ним имели лишь 11 человек: руководство Пентагона и Госдепартамента, а также президент Рузвельт. Однако в Германии, а Джордж Вуд был немцем, признали его заслуги лишь через 60 лет после окончания Второй мировой войны.

Полковник Картрайт оказался дураком

Берн ШвейцарияПортер Лев/Фотохроника ТАСС

Разведывательная служба Великобритании МИ-6 во время Второй мировой войны допустила, как, впрочем, и остальные разведки, немало промахов и ляпов. Но наиболее грубым просчетом британских рыцарей плаща и кинжала была история с одним из самых удивительных шпионов двадцатого века по имени Фриц Кольбе…

В августе 1943 года в посольство Великобритании в Берне обратился уже начавший лысеть мужчина лет пятидесяти. В руках он держал тяжелый чемодан. На хорошем английском языке с едва заметным немецким акцентом незнакомец, волнуясь и нервно оглядываясь по сторонам, попросил проводить его к военному атташе, полковнику Генри Картрайту.
Когда охрана на воротах поинтересовалась его именем, мужчина с чемоданом коротко ответил: «Кольбе. У меня есть информация, которая должна заинтересовать мистера Картрайта».

Полковнику Картрайту доложили о посетителе. У офицера сразу промелькнула мысль, что в посольство явился очередной сумасшедший, который начнет просить зачислить его в английскую армию и отправить на фронт бить ненавистных нацистов. Тем не менее, как истинный бюрократ, он не мог сказаться больным или сослаться на занятость и поэтому велел охране привести Кольбе.

Интуиция полковника, бывшего, кстати, кадровым разведчиком, подвела с самого начала. После первого же взгляда, брошенного на лицо Фрица Кольбе, он понял, что тот в армию проситься не будет.
Вторую ошибку Картрайт допустил после того, как узнал о цели визита Кольбе. Герр Кольбе, чиновник министерства иностранных дел Германии, с риском для жизни вывез в Швейцарию сотни секретных документов, которые должны были представлять немалый интерес для союзников по антигитлеровской коалиции.
Генри Картрайт пожал плечами и попросил Кольбе, ежеминутно вытирающего платком лоб и руки, показать документы. Сначала на его лице возникло недоумение, которое постепенно, по мере беглого просматривания бумаг, перешло сначала в изумление, а затем и негодование.

«Убирайтесь!- воскликнул полковник, театрально показывая на дверь.- Вы что, меня принимаете за круглого идиота? Неужели, вы надеялись, что я вам поверю? Это чистейшей воды дезинформация. Вывезти такие документы из Германии невозможно».
В одном Генри Картрайт в тот жаркий августовский день был прав. Он на самом деле оказался круглым идиотом, приняв Фрица Кольбе за агента адмирала Канариса, присланного поводить МИ-6 за нос.
Прежде чем прогонять немецкого дипломата, Картрайту следовало хотя бы навести о нем справки. Тогда бы он узнал, что Фриц Кольбе был удивительным человеком.

Несмотря на то, что Кольбе особенно не скрывал своей ненависти к нацистам, он сидел не в концентрационном лагере как враг Третьего рейха, а работал в теплом кабинете в столице Германии. Незаурядные способности позволили ему занять пост советника Карла Риттера, высокопоставленного дипломата, отвечавшего за координацию деятельности МИДа и верховного командования вермахта.
В обязанности Фрица Кольбе входило читать и анализировать донесения генералов и дипломатов со всего земного шара. Неудивительно, что он был одним из самых осведомленных в шпионских делах Германии людей.

Отвергнутый чересчур осторожными британцами господин Кольбе отправился к американцам и не прогадал. Янки, всегда славившиеся своей предприимчивостью, его не прогнали.
Алан Даллес, возглавлявший тогда бернское отделение американской разведкой - Управления стратегических служб (УСС), предвестника ЦРУ, переправил документы Кольбе в Вашингтон, а сам попросил британских коллег проверить подлинность кое-каких донесений.
Просьба американского разведчика вызвала крайне отрицательную реакцию Клода Данси, заместителя руководителя МИ-6, который ответил, что, если американцам нечего делать, то пусть сами возятся с «дезой», а у британской разведки, мол, дел и без этого хватает.

Несколько месяцев американские рыцари плаща и кинжала спорили до хрипоты, можно ли доверять Фрицу Кольбе и его документам. Сторонники версии, что Кольбе принес не дезинформацию, во главе с Даллесом в конце концов победили.
Полковник Альфред Маккормик, руководивший военной разведкой США, заявил в марте 1944 года, что якобы нашел в документах немецкого дипломата явную «дезу», однако к декабрю свое мнение полностью изменил. Наверняка он сделал это под влиянием администрации Белого дома и самого президента Рузвельта, ознакомившегося с некоторыми донесениями и назвавшего их «крайне ценными».

К тому времени уже и британцы начали догадываться, что с Кольбе они, похоже, сели в лужу. Специалисты, несколько недель расшифровывавшие в Блетчли Парке при помощи украденной дешифровальной машинки «Энигма» перехваченные немецкие телеграммы, были немало удивлены, узнав, что у американцев эта информация уже есть.  
По иронии судьбы, первым на туманном Альбионе важность немецкого перебежчика понял никто иной, как Ким Филби. Через своих друзей в Америке он достал несколько документов и… выдал их за свои. Когда американцы, к которым британцы обратились за помощью, подтвердили их подлинность, он стал героем. В своих мемуарах бежавший в СССР Филби не скрывает, что карьерой в МИ-6 обязан «нашему немецкому другу с его очень полезным чемоданом».
История Фрица Кольбе известна давно, однако только в конце прошлого века, после рассекречивания очередной порции документов американских спецслужб за военный период из национального архива в Вашингтоне, стало понятно, как много он сделал для разгрома фашизма.

Более чем в полутора тысячах документов, переданных Кольбе Даллесу и названных «Бостонским архивом», содержится информация по широчайшему кругу вопросов, начиная от развития ракетной программы Германии и заканчивая карательными операциями против греческих партизан, расположением японских частей на Дальнем Востоке, секретными операциями в Дублине, поставками зерна в Испанию и даже текстами допросов захваченных в Венгрии в плен английских летчиков. Многие считают наиболее важным в «Бостонском архиве» одно из самых ранних предупреждений о Холокосте - приказ схватить и ликвидировать восемь тысяч евреев в Риме.
Однако больше всего имя Кольбе известно благодаря истории с Цицероном. От немецкого дипломата американцы, а затем и британцы узнали, что в посольстве Великобритании в Анкаре работает хорошо законспирированный немецкий шпион под кодовым именем Цицерон.

Им оказался Эльяс Базна, камердинер британского посла сэра Хьюго Нэтчбулла-Хьюджессена, который фотографировал секретные документы, хранившиеся в столе хозяина, пока тот играл на пианино на дипломатических «посиделках».  
Ловкому камердинеру удалось улизнуть от британцев, но особого счастья это ему не принесло. Цицерон умер в нищете. Оказалось, что за бесценную информацию, которую он добывал для немцев, рискуя жизнью, они расплачивались с ним... фальшивыми фунтами стерлингов.

Дело Цицерона после войны стало хрестоматийным, в 1952 году по нему был даже снят фильм «Пять пальцев». А вот экранизировать удивительную жизнь Фрица Кольбе обычно проницательные в этом отношении голливудские продюсеры и режиссеры посчитали неинтересным…

После войны Фриц Кольбе, которого на родине считали предателем и на работу в МИД ФРГ, где засели бывшие нацисты, не приняли, с женой переехал в Америку. Однако за океаном он несмотря на помощь Даллеса не прижился и через некоторое время вернулся в Европу, но не Германию, а в Швейцарию. Он продавал американские электропилы и жил скромно. Умер Фриц Кольбе в 1971 году на 71 году жизни (он был ровесником века) от рака мочевого пузыря. Похороны в Берне 19 февраля прошли так же скромно, как он и жил. В последний путь его пришли проводить не более десятка человек. Среди них были и двое агентов ЦРУ, которые и положили на могилу единственный венок.
На родине заслуги Фрица Кольбе признали лишь в XXI веке. В 2004 году в МИД ФРГ его именем был назван один из залов, а еще через два года его имя увековечили в музее «Мемориал немецкого сопротивления».


Поделиться
Комментарии0

  • 0

Наличие множества региональных военных конфликтов в настоящий момент делает реальной угрозу новой мировой войны, рассказал в интервью телеканалу Sky News начальник Штаба обороны Великобритании Ник Картер.

144 0 0

Атомная подводная лодка (АПЛ) «Кузбасс» Тихоокеанского флота (ТОФ) вернулась в пункт базирования после длительного выполнения задач в море.

141 1 0

Подразделения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО) совершают масштабный полевой выход артиллерийских в преддверии предстоящей проверки за летний период обучения проходит в Приморском крае.

Российские ВКС в Сирии нанесли авиаудар по объекту боевиков ИГИЛ (запрещена в России) под Пальмирой.

Новый приказ министра обороны России о накопительно-ипотечной системе (НИС) – так называемой «военной ипотеке» - вступил в силу.