Луч надежды в темном афганском царстве

7 февраля
655 0 0

Геополитическая борьба между Москвой и Вашингтоном разворачивается на разных фронтах. Одним из них в последние месяцы стал Афганистан, в котором благодаря Соединенным Штатам уже без малого два десятилетия идет кровавая война

Луч надежды в темном афганском царстве

КабулФото: Rahmat Gul /AP/TASS

США ввели войска в эту страну в 2001 году, после терактов в Америке и после того, как стало ясно, что талибы, находившиеся тогда у власти в Кабуле, пустили к себе Усаму бен Ладена.

Долгие годы американские генералы кормили американцев обещаниями скорого разгрома талибов. Но победа все время ускользала. Постепенно общественное мнение в Америке начало меняться. Американцы начали понимать, что победить талибов на поле боя невозможно и что единственный способ закончить самую долгую в истории США войну заключается в переговорах.
К лету 2018 года на Капитолии и в Белом доме созрело убеждение в необходимости садиться за стол переговоров с талибами. В сентябре был назначен спецпредставитель по переговорам в Афганистане – бывший американский посол в Кабуле и Багдаде Залмай Халилзад. За четыре месяца он пять раз встречался с талибами. Наиболее результативной оказалась последняя встреча. Она прошла в конце января в Дохе, где у талибов уже несколько лет работает представительство, и продлилась вместо планировавшихся трех дней почти неделю.

В самый разгар переговоров талибы сменили главу своей делегации. Переговоры со стороны повстанцев возглавил мулла Абдул Гани Барадар, один из ближайших помощников основателя запрещенного в России движения «Талибан» муллы Омара. Он пользуется огромным уважением среди как рядовых талибов, так и у руководителей движения. Но самое главное заключается в том, что Барадар считается сторонником мирного решения афганского конфликта.
После окончания переговоров в Дохе Залмай Халилзад сделал оптимистичное заявление: «Встреча здесь (в Дохе) была более продуктивна, чем в прошлом. Мы добились значительного прогресса в очень важных вопросах. Мы создадим силу инерции и вскоре продолжим переговоры. Нужно проработать и решить много вопросов, включая внутриафганские переговоры и прекращение огня...»

Заявление пресс-секретаря движения «Талибан» Забиуллы Муджахида выдержано в более строгих тонах: «Политика «Исламского Эмирата Афганистана» на переговорах была предельно ясна. До заключения официального соглашения о выводе иностранных войск из Афганистана прогресс по другим вопросам невозможен. Сообщения в некоторых СМИ о прекращении огня и начале переговоров с кабульской администрацией не соответствуют действительности».
Действительно, боевые действия в Афганистане не прекращались ни на минуту даже во время переговоров в Дохе.
И все же с учетом того, что американцы ни разу не встречались до осени 2018 года с талибами в двустороннем формате, можно говорить, что в темное афганское царство пробился лучик надежды и что стороны заложили фундамент для достижения долгожданного мира.

В Дохе оговорено рамочное соглашение, которое, хочется надеяться, станет основой для дальнейших переговоров. Они должны продолжиться во второй половине февраля.
Халилзад и Барадар договорились, что все иностранные войска, включая 14 тыс. американских военнослужащих, покинут территорию Афганистана в течение 18 месяцев после официального подписания соглашения. Талибы, которые сейчас фактически контролируют более двух третей территории Афганистана, взамен «закроют» страну для террористических организаций, включая запрещенные в России «Аль-Каиду» и «Исламское государство», и не позволят использовать ее для организации терактов и нападений на другие страны.

По главным вопросам американцы и талибы договориться, похоже, сумели, но главной проблемой наверняка окажутся второстепенные (со стороны) вопросы. Например, Вашингтон настаивает на том, чтобы талибы также договорились о мире и с правительством Ашрафа Гани в Кабуле.

Талибы считают кабульское правительство нелегитимным и американскими марионетками и поэтому категорически отказываются вести с ним переговоры. Президент Гани, между тем, постоянно подчеркивает, что мирное урегулирование в Афганистане должно проходить исключительно между афганцами. Он уверен, что любой мирный процесс без кабульских властей не имеет юридической силы. Вашингтон поддерживает Кабул и обещает ему, как и раньше, всяческую помощь, но пока все попытки Залмая Халилзада усадить повстанцев за стол переговоров с правительством Афганистана не принесли результата. Не исключено, что этот вопрос может стать самым сложным в переговорном процессе.

Обращает на себя внимание и то, что американцы идут на конкретную и очень серьезную уступку, какой, вне всяких сомнений, является вывод войск, а взамен получают лишь обещание не пускать террористов в Афганистан. Здесь очень уместно напомнить, что движение «Талибан» считается и в США, и в России террористической организацией и что оно много лет  поддерживало союзнические отношения с «Аль-Каидой» и отказалось от них лишь в последние годы. К тому же, «Талибан» очень фракционное и неоднородное движение, в котором есть как свои «ястребы», готовые воевать до победного конца, так и «голуби», выступающие за мирный процесс.

Конечно, такому нарушению традиций американской дипломатии может быть просто объяснение. Дональд Трамп, объявивший в декабре прошлого года о выводе половины войск из Афганистана, по своему обыкновению, в любой момент может изменить свое решение, к чему его, кстати, всячески подталкивают многие конгрессмены и сенаторы из обеих партий, считающие вывод войск преждевременным.

С такой позицией полностью согласны и в Кабуле. Для всех очевидно, что без американской помощи правительство Гани долго не продержится. С этим не спорит и сам афганский президент, не раз публично говоривший об этом, и его ближайшие помощники. Споры сейчас идут только о том, сколько правительство продержится после вывода американских войск: шесть месяцев (оценка афганских властей) или значительно меньше, скажем, недель шесть, что представляется куда более вероятным.

Стратегическое значение Афганистана, располагающегося в самом центре Азии и позволяющего влиять на события на Ближнем Востоке, на Юге Азии и в Центральной Азии, в подбрюшье России, конечно, очевидно. Сейчас можно смело говорить, что Россия возвращается в Афганистан. Не может быть двух мнений: эта страна находится в сфере российских интересов. Поэтому не удивительно, что российская дипломатия в Афганистане сейчас не менее активна, чем американская. Достаточно вспомнить, что Москва в ноябре прошлого года организовала параллельно с американским «свой» мирный процесс и пригласила на мирную конференцию в российскую столицу все заинтересованные стороны, включая делегации семи азиатских стран, граничащих с Афганистаном. Не желая отдавать инициативу американскому Госдепу, МИД России сразу после январских американо-талибских переговоров в Дохе вновь пригласил в Москву участников конфликта. Афганскую делегацию возглавил экс-президент Хамид Карзай, кстати, политический соперник Ашрафа Гани. Его приезд в российскую столицу свидетельствует о дальнейшем ослаблении позиций нынешнего главы Афганистана. Вместе с Карзаем приехал его бывший советник по национальной безопасности Ханиф Атмар, который будет участвовать в назначенных на июль президентских выборах.

Тот факт, что правительство Гани приглашение в Москву не получило, говорит о многом. Россия, возможно, определилась с тем, на кого она будет ставить на этих выборах. Хотя, не стоит исключать и возможности того, что кабульские власти не были приглашены, чтобы в Москву могла приехать делегация талибов и состоялись внутриафганские переговоры. Делегация талибов состоит из десяти человек, ее возглавляет Мухаммад Аббас Станикзай.

Ашрафа Гани второй раз за две недели отодвинули в сторону и не позволили участвовать в важных переговорах: в январе это сделал Вашингтон, а в феврале - Москва. Не удивительно, что он относится к московским переговорам еще негативнее, чем в переговорам в Дохе. Один из его ближайших помощников, глава МВД Амрулла Салех, даже обвинил делегацию Карзая в том, что они пресмыкаются перед террористами.

Талибы, кстати, повторили в Москве свое главное условие – вывод иностранных войск из Афганистана. Только это, по словам Станикзая, может привести к миру на многострадальной афганской земле. Еще одним препятствием на пути к миру, по мнению талибов, можду прочим, является нынешняя конституция страны, неприемлемая для афганцев, потому что она написана по западным лекалам.



Поделиться
Комментарии0

Атомная подводная лодка (АПЛ) «Кузбасс» Тихоокеанского флота (ТОФ) вернулась в пункт базирования после длительного выполнения задач в море.

137 1 0

Подразделения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО) совершают масштабный полевой выход артиллерийских в преддверии предстоящей проверки за летний период обучения проходит в Приморском крае.

Российские ВКС в Сирии нанесли авиаудар по объекту боевиков ИГИЛ (запрещена в России) под Пальмирой.

Новый приказ министра обороны России о накопительно-ипотечной системе (НИС) – так называемой «военной ипотеке» - вступил в силу.