Отношения между США и КНР в последнее время производят странное впечатление. Американцы похожи на сильного, но трусоватого боксера, которому хочется ударить противника посильнее, но боится получить сдачи. В Пекине сейчас проходит очередной тур американо-китайских переговоров по торговым отношениям. Они призваны закончить торговую войну между двумя сильнейшими экономиками планеты, которая вызвала в прошлом году такой переполох и едва не привела к глобальной рецессии или даже кризису.
Президент Трамп и его министры ходом переговоров довольны и надеются рано, что скорее всего, или поздно подписать с Пекином соглашение. Но с другой стороны, Вашингтон сам же, причем, открыто, не скрывая своих намерений, провоцирует Пекин по многим геополитическим проблемам. Если говорить о вероятности вооруженного конфликта между американскими и китайскими военными, то наиболее потенциально опасным в этом отношении регионом по-прежнему остается Южно-Китайское море (ЮКМ) с расположенным на севере Тайваньским проливом.
Именно в этом регионе и особенно в Тайваньском проливе, отделяющем КНР от мятежной, по мнению Пекина, китайской провинции Тайвань, проходят наиболее яркие красные линии, нарушение которых американцами может вызвать военное столкновение и привести к далеко идущим последствиям.
В Вашингтоне не хотят вооруженного конфликта с Китаем. По крайней мере, в Белом доме, Госдепе и Пентагоне регулярно об этом говорят и оснований сомневаться в искренности официальных лиц, включая чиновников на самом высоком уровне, как будто бы и нет. И все же, действия США, с другой стороны, заставляют сомневаться если не в искренности американцев, то как минимум в их здравомыслии.
Взять, к примеру, последнюю мартовскую неделю. Ее нельзя назвать чрезвычайно насыщенной провокационными действиями Америки. Напротив, неделя выдалась самая обычная, рядовая, так сказать. И тем не менее, за одну неделю Вашингтон предпринял как минимум три серьезных шага, которые вполне можно трактовать как провокации. Во-первых, Пентагон в очередной раз отправил в Тайваньский пролив американские военные корабли. Во-вторых, Госдеп США сделал заявление, в котором жестко раскритиковал ограничения китайских властей на поездки для жителей Тибета, и в-третьих, во внешнеполитическом ведомстве Америки приняли эмигрантов уйгуров, прекрасно зная, как в Пекине относятся к таким демонстративным действиям.
Все три перечисленных события, которые вполне можно трактовать как откровенные вызовы неоднократным предостережениям Пекина о том, что вмешательство в эти вопросы будет рассматриваться в Китае как вмешательство во внутренние дела, позволяют считать их провокациями. Но самое удивительное, что предприняты они накануне приезда в Пекин на переговоры американской делегации во главе с министром финансов США Стивеном Мнучином и торговым представителем Робертом Лайтхайзером. Невольно закрадывается подозрение, что в Вашингтоне царит хаос и что правая рука не знает, что делает левая и, естественно, наоборот.
Кстати, обращает на себя внимание еще одно странное обстоятельство, позволяющее говорить, что совпадение по времени не случайно. Всем трем раундам торговых переговоров в Пекине после 1 декабря 2018 года, когда Председатель КНР Си Цзиньпин и президент США Дональд Трамп договорились о перемирии в войне тарифов и пошлин, предшествовали действия американской стороны, которые вполне могут квалифицироваться как провокации. Пентагон трижды посылал военные корабли в районы, на которые претендует Китай.
Если не считать это провокацией американских военных, у которых чешутся руки проверить на деле боеспособность китайских ВС, то приходит единственное более-менее логичное объяснение – добиваясь от Пекина уступок в области торговли, Вашингтон одновременно пытается прощупать уровень терпения руководства Поднебесной. В Белом доме и особенно в Пентагоне очень хотят узнать, где все же проходит та настоящая, а не декларируемая красная линия, нарушение которой может вывести терпеливых китайцев из себя и заставить их предпринять радикальные меры.
Конечно же, вызывающие действия американской стороны свидетельствуют и о том, что стратегическое соперничество между США и КНР продолжает развиваться по нарастающей и едва ли закончится в обозримом будущем. Администрация Трампа молча согласилась выполнить просьбу Тайбэя о первом приобретении американских истребителей. При этом Вашингтон с заслуживающим лучшего применения упорством продолжает давить на союзников и требовать от них отказаться от сотрудничества с китайским телекоммуникационным гигантом Huawei Technologies Co. под предлогом того, что компания собирает при помощи своего оборудования для Пекина секретную информацию.
Пекин твердо придерживается выбранной с приходом в Белый дом Дональда Трампа политики: протестовать на каждую провокацию, но не связывать их с торговыми переговорами. Генсек Pangoal Institution Ван Дун считает, что американские действия последних дней и недель сильно аналогичны «дипломатии канонерок» XIX века, когда американцы вместе с европейскими державами использовали военные корабли для силового открытия китайских рынков западным товарам.
«Даже если они намерены использовать корабли как способ послать Китаю какой-то сигнал, по-моему, это очень глупая идея,- считает Ван, по совместительству, профессор международных отношений в Пекинском университете.- Китай не Ирак и не Венесуэла. Соединенные Штаты не всегда добиваются своего при помощи дипломатии канонерок».
Есть, конечно, вопросы, волнующие Китай и больше, чем военная поддержка Америкой Тайваня, который в Пекине считают взбунтовавшейся и отколовшейся китайской провинцией. Пекин оставляет за собой право вернуть мятежный остров в состав КНР при необходимости и военной силой. Кстати, тайваньцы нашли особое понимание у нынешнего хозяина Белого дома. В президентской администрации даже с учетом того, что сам Трамп совсем не похож на «голубя» существует довольно сильное крыло «ястребов», которые считают, что военные корабли со звездно-полосатыми флагами необходимо посылать в Тайваньский пролив не от случая к случаю, как сейчас, а на регулярной основе. Кстати, так же, как в случае с патрулированием кораблями ВМС США наиболее спорных районов Южно-Китайского моря, прохождение американских кораблей по Тайваньскому проливу в Вашингтоне объясняют желанием защитить свободу судоходства.
«Мы призываем США полностью признать очень чувствительную и опасную природу этого вопроса (отношений с Тайванем)»,- заявил представитель МИД КНР Гэн Шуан после того, как стало известно о потенциальной продаже F-16 Тайбэю. Гэн настоятельно призвал американскую сторону «тщательно и осмотрительно относиться ко всем вопросам, связанным с Тайванем, потому что они могут серьезно навредить сотрудничеству между КНР и США в важнейших для всей планеты вопросах мира и стабильности».
Дональд Трамп предпочитает официально Тайвань не признавать. И все же вскоре после вступления в должность президента США у него состоялся телефонный разговор с президентом острова Цай Инвэнь. Кроме этого, он подписал закон по расширению сотрудничества с Тайванем в военной и дипломатической областях.
Цай, возглавляющая партию, которая выступает за независимость Тайваня от материкового Китая, на прошлой неделе «подыграла» Вашингтону и совершила 27 марта провокационную остановку на Гавайях. Тайваньский президент сейчас совершает ряд поездок по тихоокеанским государствам в борьбе с Пекином за дипломатическое признание острова.
США всячески пытаются осложнить Китаю попытки консолидировать контроль над спорными территориями, отправляя военные корабли в ЮКМ. Кроме этого, госсекретарь Майк Помпео раскритиковал «возмутительное» задержание целого миллиона уйгуров мусульман на западе Китая и встретился 26 марта с уйгурскими эмигрантами в Вашингтоне.
В Белом доме надеются, что подобные их действия не повлияют на торговые переговоры с Китаем, но терпение Пекина имеет свои пределы. В Вашингтоне должны понимать, что легко можно перегнуть палку, потому что Си старается создать себе имидж сильного лидера и его терпение, конечно, не безгранично. Пекин при Си Цзиньпине пытается вернуть Китаю глобальное влияние после «века унижений», причиненного мировыми державами.
«США, похоже, очень даже не прочь разыграть тайваньскую карту, причем, готовы сделать это самым радикальным способом,- говорится в редакционной статье влиятельного националистического китайского издания Global Times, обычно выражающего точку зрения китайского правительства,- но такие действия, если американцы зайдут слишком далеко, очень рискованны и могут получить от Пекина достойный ответ. Этот ответ Пекина может, в свою очередь, нанести серьезный ущерб интересам США».