Об этом стало известно в ходе совместной пресс-конференции президентов России Владимира Путина и Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по итогам российско-турецких переговоров о ситуации в Сирии. Режим должен быть введен в ночь на 6 марта.
«Мы введем режим прекращения огня в кратчайшие сроки, вслед за этим согласуем дальнейшие шаги. Сегодня ночью, начиная с 00:01 (мск), то есть в полночь с 5 на 6 марта, будет введен режим прекращения огня», - отметил Реджеп Эрдоган. Также по словам турецкого лидера, «дух сотрудничества между Турцией и Россией внес беспрецедентный вклад в международные усилия по разрешению сирийского конфликта».
Кроме того, президент Турции заявил, что его государство оставляет за собой право отвечать на любые действия сирийских войск: «Турция оставляет за собой право отвечать на любые нападения со стороны режима президента Сирии Башара Асада своими силами».
По итогам переговоров Путина и Эрдогана согласован совместный документ. Его положения позже огласят министры иностранных дел двух стран, отметил президент России.
«В нем изложены те решения, которые мы вместе с господином Эрдоганом выработали в ходе сегодняшних более чем шестичасовых консультаций», - сказал президент России Владимир Путин.
Российский лидер также отметил, что в ходе сегодняшней встрече предшествовала большая работа и несколько раундов интенсивных консультаций межведомственных делегаций с акцентом на кризисную ситуацию в Идлибской зоне. Мы исходим из необходимости соблюдения принципов суверенитета и территориальной целостности Сирии.
Отметим, что согласно принятому в Москве документу, стороны определились с тремя основными пунктами: прекращение всех боевых действий по существующей линии соприкосновения с полуночи 6 марта; Россия и Турция создают коридор безопасности шириной шесть километров к северу и югу от трассы М4 в Сирии; Россия и Турция с 15 марта начинают совместное патрулирование вдоль трассы М4. А теперь попробуем разобрать эти пункты подробнее.
Так, прекращение всех боевых действий по лини соприкосновения незаконных вооруженных формирований с правительственными войсками должно вступить в силу с полуночи 6 марта. Но как оно будет выполняться – большой вопрос. Свидетельствует этому непрекращающиеся боестолкновения между протурецкими боевиками и сирийской арабской армии. Особенно ожесточенные бои вспыхнули на линии города Серакаб, где пострадали турецкие военнослужащие, располагавшиеся в наблюдательном посту номер 6.
Второй пункт соглашения - коридор безопасности шириной шесть километров к северу и югу от трассы М4 в Сирии. Согласно оговоренным географическим точкам, этот буферный коридор пройдет с севера на юг вдоль трассы М-4, участок которой пролегает как в подконтрольной радикалам зоне. Только каким образом будет обеспечена безопасность движения по ней – неизвестно. Так как боевики радикальной «Хайят Тахрир аш-Шам»уже объявили, что не поддержат никаких мирных соглашений и компромиссов. В связи с этим даже совместное российско-турецкое военное присутствие будет «красной тряпкой» для всех присутствующих в районе участка трассы боевиков.
Третий пункт: российско-турецкое совместное патрулирование вдоль трассы М4 с 15 марта. Эта дата установлена в ходе переговоров не спроста, так как интенсивность боевых действий, хоть и будет стихать под давлением договоренностей Москвы и Анкары, но ранее чем через неделю начинать патрулирование явно нецелесообразно. Каким оно будет в реале предположить пока что сложно, учитывая опыт подобных мероприятий в сирийской провинции Камышлия.
Вместе с тем Владимир Путин высказался, что нельзя допустить ослабления борьбы с международным терроризмом. «По итогам наших переговоров мы согласовали совместный документ, положения которого огласят министры иностранных дел», - подчеркнул он.
«В нём изложены те решения, которые мы вместе с Президентом Турецкой Республики господином Эрдоганом выработали в ходе сегодняшних более чем шестичасовых консультаций. Выражаю надежду на то, что эти договорённости послужат хорошей основой для прекращения боевых действий в Идлибской зоне деэскалации», - подытожил российский лидер.
В любом случае, сам «идлибский узел» крайне непростой регион не только в Сирии, но и на Ближнем Востоке. Именно там сплелись интересы многих региональных держав. А попытки Москвы по стабилизации обстановки просто саботируются либо турками, либо экстремистами, с которыми Москва договариваться и не собиралась.