С 1711 года, когда в Венеции впервые было учреждено русское консульство, Россия всегда откликалась на просьбы Италии о помощи. Кстати говоря, это консульство было вторым из открытых за границей русских дипломатических учреждений. Первое возникло в Амстердаме.
За три с лишним века российским военным не раз приходилось помогать итальянцам.
Весной 1799 года фельдмаршал (будущий генералиссимус) А.В. Суворов во главе объединенной русско-австрийской армии в течение нескольких месяцев освободил от французов всю Северную Италию, в том числе Ломбардию и Пьемонт. Союзниками русского полководца были местные ополченцы и отряды сардинского короля. Император Павел I присвоил А.В. Суворову титул князя Италийского, а король Сардинии наградил его высшими наградами королевства и титулами великого маршала Пьемонтского, «гранда королевства» и «кузена короля».
В августе 1862 г. Джузеппе Гарибальди – национальный герой Италии, в одном из боев был ранен пулей в ногу. Рана долго не заживала, пулю не могли извлечь, Д. Гарибальди испытывал мучения, ему грозила гангрена. В это время в немецком Гейдельберге в качестве руководителя подготовки будущих профессоров-медиков из России, находился основоположник русской военно-полевой хирургии, участник Крымской войны, знаменитый врач Н.И. Пирогов. По просьбе своих подопечных, поклонников Гарибальди, он согласился поехать и осмотреть раненного. От какого-либо денежного вознаграждения Н.И. Пирогов отказался. Наш доктор верно оценил состояние раны и дал точный совет по дальнейшему лечению. Через некоторое время пуля вышла, нога и жизнь знаменитого итальянца были спасены.
Наиболее же памятной стала помощь русских моряков, оказанная при спасении жителей города Мессина, на севере-восточном побережье острова Сицилия.
В декабре 1908 г. отряд кораблей Балтийского флота в составе линкоров «Цесаревич», «Слава», крейсеров «Адмирал Макаров» и «Богатырь» под общим командованием контр-адмирала В.И.Литвинова выполнял учебное практическое плавание в Средиземном море. На кораблях находились 164 корабельных гардемарина. Русско-японская война выявила слабую практическую подготовку молодых морских офицеров. Поэтому с 1906 года все выпускники Морского корпуса и Морского инженерного училища после окончания учебы направлялись в учебный поход, именуясь корабельными гардемаринами. В походе они сдавали зачеты на знание материальной части и морской службы. По завершению плавания специальная комиссия принимала экзамен, после успешной сдачи которого гардемаринам присваивалось офицерское звание.
Осенью 1908 года итальянское правительство разрешило отряду базироваться в Сицилии и предложило порт Аугуста.
Утром 28 декабря 1908 г. землетрясение и три огромные волны, пришедшие после толчков, превратили Мессину в развалины. Пострадали и окрестные селения. Эпицентр стихийного бедствия находился в Мессинском проливе, отделяющем Сицилию от материковой Италии. Был разрушен также город Реджо-ди-Калабрия на другом берегу пролива. Общее количество погибших по разным оценкам составило более 100 тыс. человек.
Аугуста расположен на том же побережье, что и Мессина, примерно в 110 км (около 70 морских миль) южнее. Итальянцы обратились к русскому адмиралу с просьбой оказать помощь жителям города. Корабли отряда направились в Мессину и на рассвете 29 декабря крейсер «Адмирал Макаров» пришвартовался у городской набережной. Заход в гавань и швартовка стали огромным риском, так как дно бухты деформировалось и, кроме того, крейсеру пришлось обходить затонувшие суда. Но было сэкономлено время для высадки команды и оказания помощи.
Крейсером командовал умелый моряк, участник Цусимского сражения капитан 1 ранга В.Ф. Пономарев. Линкоры подойти к берегу не смогли и стали на рейде. «Богатырь» пришел несколько позднее. Команды были разбиты на роты под командованием офицеров, более мелкими группами руководили гардемарины. На следующий день к Балтийскому отряду присоединились канонерские лодки «Гиляк» и «Кореец», названные в честь погибших в русско-японскую войну кораблей. Моряки лодок также приняли участие в спасении жителей Мессины.
Город представлял собой сплошные развалины, из-под которых доносились человеческие стоны. Остались многочисленные воспоминания очевидцев последствий трагедии. Приведем отрывок из записей лейтенанта А.Н. фон Эссена, офицера «Адмирала Макарова», написанных в 1909 году. Офицер отмечал: «Множество исковерканных трупов, распространявших убийственный запах, стоны раненых, задавленных обломками и паника немногих оставшихся в живых могли бы свести с ума праздного наблюдателя. Но о праздности не могло быть и речи: офицеры и моряки до темноты, с опасностью для жизни от готовых обрушиться остатков построек, извлекали засыпанных несчастных жителей Мессины, работая преимущественно голыми руками. Удары кирок и ломов, сотрясая почву, грозили новыми обвалами.».
Кроме людей, моряки спасли сейф с 20 миллионами лир из местного отделения банка Италии, отбив его у мародеров.
Прямо на набережной был развернут своеобразный госпиталь и несколько перевязочных пунктов, в котором корабельные врачи оказывали первичную неотложную медицинскую помощь. В этом вопросе пострадавшим повезло. Организацией медпомощи занимался флагманский врач Балтийского флота, действительный статский советник (гражданский чин, равный генерал-майору и контр-адмиралу), доктор медицины (кандидат медицинских наук в современном понимании) А.А.Бунге. Он был одним из самых опытных российских врачей экстремальной медицины, участником 6 полярных экспедицией и трех кругосветных путешествий (именем А.А.Бунге назван один из островов в Карском море). А.А.Бунге разрабатывал вопросы организации лечебно-эвакуационного и санитарно-профилактического обеспечения флота в военное время. Вряд ли кто-то смог бы лучше его организовать оказание медицинской помощи в условиях разрушенного города и эвакуацию тяжело раненных.
Большой врачебный опыт имели корабельные врачи (по два на корабль и по одному на лодку). Это: на «Цесаревиче» доктор медицины Н.А.Новиков (старший врач) и А.А.Шишло (младший врач, выпускник Военно-медицинской академии (ВМА), докторскую диссертацию защитит через два года под руководством академика И.П.Павлова); на «Славе» Е.В.Емельянов (старший врач, участник Цусимского сражения) и Е.Г.Каллин (младший врач, выпускник ВМА); на «Адмирале Макарове» Ю.Каружась (старший врач) и В.К.Лубо (младший врач, доктор медицины, будущий советский генерал-лейтенант медслужбы); на «Богатыре» Ф.Ф.Гласко (старший врач, доктор медицины) и П.Е.Бачинский (младший врач); на «Корейце» Н.А.Востросаблин (выпускник ВМА, один из первых врачей-подводников); на «Гиляке» В.Госс. Четыре русских доктора медицины спасали итальянцев!
Всего за 5 дней нашими моряками было отрыто более 1800 человек, в госпитали других городов на кораблях переправлено примерно столько же. Медпомощь оказана около 2400 человек.
Итальянцы высоко оценили то, что сделали русские моряки. Они наградили 19 человек орденами, в том числе всех 11 врачей. Кроме того, контр-адмирал В.И.Литвинов был награжден золотой медалью, а командиры кораблей и врачи – большими серебряными медалями с надписью «За оказание помощи пострадавшим во время бедствия в Мессине и Калабрии», все остальные моряки без исключения были награждены малыми серебряными медалями с надписью «В память бедствия, постигшего Мессину и Калабрию».

Благодарственная табличка на памятнике в Мессине
В России наиболее отличившихся врачей А.А.Бунге, Ф.Ф.Гласко, В.К.Лубо, А.А.Шишло, Е.В.Емельянова и В.Госса тоже наградили орденами.
Есть такая поговорка: первый раз – случайность, второй раз – совпадение, третий раз – закономерность.
Российский военный противовирусологический отряд в Италии работает по просьбе итальянской стороны уже месяц. Как суворовские чудо-богатыри, доктор Н.И.Пирогов, моряки Балтики они спасают итальянцев, рискуют здоровьем и даже жизнью. Можно не сомневаться, рано или поздно, но вместе мы победим коварный коронавирус.
Следуя же поговорке заметим, что нынешняя помощь России Италии уже становится традицией.