Об этом сообщил президент страны Владимир Путин в рамках своего выступления на заседании дискуссионного клуба «Валдай».
Он подчеркнул, что озвученные ранее планы Вашингтона начать с частью азиатских стран переговоры по повышению эффективности мер противодействия Китаю, включающие в себя установку в регионе данных типов ракет, не могут игнорироваться. Однако прежде, чем принимать ответные меры, Москва должна оценить степень угрозы для себя со стороны американцев.
О том, что Штаты рассматривают перспективы размещения ракет меньшей и средней дальности в Азии, в том числе – на территории своей союзницы Японии, заявил в августе текущего года специальный представитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли. При этом «пробные шары» на эту тему Вашингтон начал запускать еще раньше, почти год назад. Правда, тогда – без какой-либо конкретики.
Если обратиться к еще более далекому прошлому, становится понятно, что тема возвращения США в регион поднималась еще Бараком Обамой в то время, когда он был президентом страны. Однако тогда она была одним из общих мест в выступлениях главы Белого дома. Сегодня же данные планы становятся подробнее, а отдельные «звоночки» придают им все более реальные черты.
Так, почти сразу же после заявления Биллингсли, распространилась информация о консультациях, которые Вашингтон начал проводить с Токио по данному вопросу. Примечательно, что в скором времени в отставку ушел премьер-министр Японии Синдзо Абэ, который был настроен на переговорный процесс с Россией по вопросам заключения мирного договора и принадлежности Курил. Есихидэ Суга, пришедший на его место, дал понять, что время российско-японских переговоров давно позади.
Позже глава Пентагона Марк Эспер намекнул на возможность «худшего сценария», если американцы не смогут «сдержать» Москву и Пекин. Одновременно пошли, прямо скажем, неожиданные подвижки в вопросах судьбы российско-американского Договора СНВ-3 (ДСНВ), срок действия которого должен закончиться в феврале 2021 года. Одно «но»: если до настоящего момента договор касался только двух стран – Россию и США - то теперь американцы принялись настаивать, что для участия в нем необходимо привлечь и Китай. Москва отказалась, сославшись на то, что данное соглашение – дело исключительно ее и Вашингтона, и переговоры снова зашли в тупик.
Ряд экспертов тогда выразил мнение, что попытки включить в СНВ-3 Китай свидетельствуют о стремлении Вашингтона расширить свою сферу влияния и создать в АТР «восточную зону НАТО», разумеется, под собственным контролем.
Однако более вероятен другой сценарий: если Штаты все же разместят ракеты в Азии, оружие однозначно будет направлено против России и Китая, что заставит эти две страны объединиться и вместе искать выход из противостояния в регионе. А это чревато существенным ростом напряженности.