Франция хочет играть первую скрипку в сфере европейской обороны

19 ноября
382 0 0

Париж продолжает настаивать на полной независимости от США в военной сфере и в сфере безопасности.

Франция хочет играть первую скрипку в сфере европейской обороны

Abaca Press/TASS

На минувшей неделе министры обороны стран членов Евросоюза утвердили 13 новых оборонных проектов в программе «Постоянное структурированное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны» (PESCO). Эта программа направлена на более тесное сотрудничество в сфере безопасности и обороны в рамках Глобальной стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности. Вслед за министрами обороны новые проекты в сфере обороны утвердил и Евросовет. Таким образом, общее количество проектов в программе PESCO, в которых участвуют 25 членов ЕС, теперь возросло до 47.

Среди новых проектов создание многофункционального европейского патрульного корвета, электронных систем для авиации, причем, и в секторе беспилотных летательных аппаратов; повышение эффективности командования, контроля и средств связи, разработка систем борьбы с подводными лодками, системы раннего предупреждения от угроз в космическом пространстве, средств обнаружения и перехвата атакующих целей в воздухе и многое другое.

Пять новых проектов PESCO касаются подготовки военнослужащих, включая создание центров совместной подготовки, академии борьбы с угрозами в киберпространстве и т.д.

Европейский комиссар по иностранным делам и безопасности Федерика Могерини, дорабатывающая на своем посту последние дни, заявила, что сейчас фокус переносится с количества на эффективность применения и повышение отдачи от проектов. Она также объявила, что в 2020 г. Евросоюз намерен взять паузу в отношении PESCO. Т.е. Брюссель решил пока остановиться на 47 общеевропейских проектах в области континентальной обороны. Через два года, которые будут посвящены претворению уже принятых проектов в действительность, члены Евросоюза вернутся к PESCO и, не исключено, примут новые программы и проекты. Это, конечно, будет зависеть от того, как будут продвигаться дела с уже принятыми проектами и какой от них будет практический эффект.

PESCO была официально создана в декабре 2017 года и встроена в Лиссабонский договор, главный договор Евросоюза. Она позволяет членам ЕС принимать самое активное участие в оборонных проектах Союза, вкладывать в них средства и повышать боеготовность собственных вооруженных сил с тем, чтобы увеличить свой вклад в развитие общеевропейской армии.

Сейчас Европа готовится к принятию очередного бюджета на предстоящие семь лет. С учетом количества стран, интересы которых должны более-менее соблюдаться в главном финансовом документе Европы на предстоящую семилетку, и стоящих в бюджете сумм нетрудно представить, какие споры и страсти будут кипеть при его обсуждении и принятии. На общеевропейскую оборону в 2021-27 гг. Евросоюз планирует выделить 20 млрд евро. 13 миллиардов из них предназначены для Европейского оборонного фонда (EDF). Еврокомиссия предложила создать его в июне 2018 года, а Европарламент утвердил в апреле уже этого года.

В новой семилетке EDF намерен поделить выделенные средства следующим образом: 4,1 млрд евро планируется направить на исследования в области обороны, а 8,9 млрд – собственно на повышение боеспособности вооруженных сил континента. Причем, получить средства из общеевропейского фонда смогут только те проекты и программы, в которых участвуют не менее трех членов ЕС или ассоциированных с ним стран.

Стремление Европы наращивать средства в Оборонном фонде повышает напряженность в отношениям между Старым и Новым Светом. Тревога за океаном вполне объяснима. В Америке боятся, что их оборонные компании потеряют выгодный европейский рынок, утвердиться на котором, естественно, больше шансов у европейской «оборонки».

Федерика Могерини также предложила выделить 10,5 млрд евро на так называемую «мирную программу», из средств которой будет оплачиваться военная техника и оружие, включая и летальные виды вооружений, для стран-партнеров Евросоюза, находящихся в кризисных зонах, например, в Африке.

В PESCO участвуют не все члены ЕС, а лишь 25 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Чехия, Хорватия, Кипр, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Польша, Португалия, Румяния, Словения, Словакия, Испания и Швеция. Конечно, не все европейские страны принимают одинаковое участие в PESCO. В числе локомотивов развития европейской армии четыре крупнейших государства Старого Света - Франция, ФРГ, Италия и Испания. Однако и среди них имеется расслоение. Своей активностью выделяется Франция, которая играет главную роль в создании европейских вооруженных сил и усилении независимости Европы в области безопасности. Париж также в первых рядах стран, стремящихся ослабить зависимость Старого Света от Соединенных Штатах в оборонных вопросах.

Принятие 13 новых проектов PESCO совпало с рядом заявлений президента Франции Эмманюэля Макрона, направленных на усиление общеевропейской армии и ослабление зависимости Европы в отношении обороны и безопасности от старшего брата за океаном. Чего стоит хотя бы вызывающее, мягко говоря, заявление лидера Пятой республики о смерти мозга НАТО и его намеки на то, что НАТО все меньше нужна как организация, главной функцией которой является защита Северной Атлантики.

Сейчас уже никто не сомневается, что Париж стал общепризнанным лидером в области общеевропейской обороны. Все очевиднее, что Эмманюэль Макрон энергично пытается перетянуть одеяло с Германии и что у него довольно неплохо это получается.

Французской экономике еще далеко (относительно, конечно) до немецкой, но благодаря ряду причин, включая и замедление темпов развития экономики ФРГ, французская экономика, более стабильная в последние месяцы, постепенно становится главным локомотивом развития общеевропейской экономики вместо немецкой.

Наиболее наглядно претензии Франции на общеевропейское лидерство просматриваются как раз в оборонной сфере. Сама идея создания европейской армии и большинство инициатив в этой сфере принадлежат Парижу и лично Эмманюэлю Макрону. Конечно, она витала в воздухе давно, но только с приходом к власти во Франции Макрона стала обретать практические очертания. Франция – безусловный лидер в PESCO. Она принимает участие в 10 из 13 общеевропейских проектов, а в трех и вовсе является главным действующим лицом. Для сравнения: Германия участвует лишь в двух проектах и является лидером в одном, Испания принимает участие в семи проектах, Италия - в четырех, а Польша – в двух.

Одним из наиболее, если можно так выразиться, «осязаемых» или заметных проектов является строительство нового патрульного корвета. Это проект Парижа и Рима, которые надеются разработать и запустить в производство новый класс боевых кораблей.

Совместных европейских проектов в области обороны достаточно много – почти полсотни за два года. Но большое количество, естественно, вовсе не означает, что далеко все они высокого качества. Politico приводит слова одного высокопоставленного европейского дипломата, который считает, что некоторые из начатых Евросоюзом проектов в области обороны еще недостаточно «созрели» для претворения в жизнь и должны были еще оставаться на бумаге. Это, в общем-то, понимают и в Брюсселе. Поэтому в Еврокомиссии и решили взять двухлетнюю паузу, чтобы разобраться с тем, как идет работа над проектами, и сделать соответствующие выводы. В т.ч. и для дальнейшего развития европейской армии.

Поделиться
Комментарии0

Атомная подводная лодка (АПЛ) «Кузбасс» Тихоокеанского флота (ТОФ) вернулась в пункт базирования после длительного выполнения задач в море.

137 1 0

Подразделения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО) совершают масштабный полевой выход артиллерийских в преддверии предстоящей проверки за летний период обучения проходит в Приморском крае.

Российские ВКС в Сирии нанесли авиаудар по объекту боевиков ИГИЛ (запрещена в России) под Пальмирой.

Новый приказ министра обороны России о накопительно-ипотечной системе (НИС) – так называемой «военной ипотеке» - вступил в силу.