Подводники Балтики: победа, всем смертям назло!

3 апреля
646 0 0

Основные события Великой Отечественной войны разворачивались на сухопутных фронтах. Но и моряки внесли свой вклад в победу над врагом. Достойную страницу в боевой летописи советского ВМФ занимают действия экипажей подводных лодок (ПЛ), которые находясь в тяжелейших условиях, до конца выполняли свой воинский долг.

Подводники Балтики: победа, всем смертям назло!

Балтийский флот. Советские подводники. Фотохроника ТАССTASS:Archive

Подвиг балтийцев-подводников, даже на фоне героических действий их товарищей на Севере и на Черном море,  занимает особое место.

На 22 июня 1941 г. в боевом составе ВМФ СССР находилось 211 ПЛ различных классов. В том числе: 34 больших (водоизмещение более 900 т, типа К, П, Д  и минные заградители Л); 94 средних (водоизмещение от 500 до 850 т, типа Щ, С и несколько иностранных образцов); 83 малых (водоизмещение до 400 т, типа М и А). Наибольшее количество ПЛ базировалось на Тихоокеанском флоте (ТОФ) – 85; на Краснознаменном Балтийском флоте (КБФ) базировалось 66 ПЛ; на Черноморском флоте (ЧФ) – 44 ПЛ и на Северном флоте (СФ) – 16 ПЛ.

Неудачное для СССР начало войны привело к тому, что уже к сентябрю 1941 г. все основные базы ПЛ КБФ, располагавшиеся в Прибалтике, были захвачены врагом. Погибло 17 ПЛ, а оставшиеся перешли в Кронштадт. До конца года погибли еще 10 ПЛ.

Большинство погибших ПЛ не вернулись с боевого задания, скорее всего, подорвавшись на минах, которые немцы начали ставить в Балтийском море и Финском заливе с утра 22 июня. Экипажи ремонтировавшихся в Лиепае (Либаве) – базе КБФ, всего в 80 км от границы, М-71, М-80, «Ронис», «Спидола», а также возвратившейся с боевого задания 24 июня поврежденной М-83, взорвут свои лодки и погибнут в боях за город.  Экипажи ремонтировавшихся там же С-1 и С-3 взорвут С-1 и на С-3, которая могла идти только в надводном положении, постараются прорваться ночью 24 июня из осажденного города, но будут встречены немецкими торпедными катерами. Лодка погибнет в бою вместе с обеими экипажами и рабочими ремонтного завода, которые тоже пытались на ней спастись. Немногие выловленные из воды раненые моряки из плена не вернутся.

Первый боевой успех к балтийцам-подводникам придет 19 июля, когда С-11 (командир А.М.Середа) потопит немецкий транспорт. Во время возвращения на базу 2 августа, уже после встречи с нашими кораблями, будучи в надводном положении ПЛ подорвется на мине и сразу же затонет. Находившиеся на мостике командир лодки, командир дивизиона, сопровождавший его, и механик получат тяжелые ранения, будут подобраны катером и вскоре умрут. На этом спасательные работы прекратятся.

Между тем в двух отсеках лодки выживут 10 моряков, четверо – в 7 (торпедном) и шестеро – в 6. В полузатопленных отсеках, в темноте, они начнут борьбу за выживание. К сожалению, люк между отсеками заклинит, перейти в 7 не получится и постепенно 6 отсек полностью заполнится водой…

Один из моряков 7 отсека обезумеет и умрет, а оставшиеся трое: Н.А.Никишин, А.В.Мазнин и В.В.Зиновьев, после 6-часовой борьбы за жизнь, сумеют освободить торпедный аппарат от торпеды, и выбраться с 11 метровой глубины наверх. При этом, Н.А.Никишин, имея рост 190 см и богатырское сложение, протиснется в 530 мм торпедную трубу, проползет 7 метров и выберется первым. Он проплывет в течение 7,5 часов больше 10 км, доберется до о. Даго, который занимали наши войска, и сообщит о товарищах. После выхода из госпиталя моряки снова будут сражаться с врагом – А.В.Мазнин и В.В.Зиновьев на кораблях, а Н.А.Никишин – снова на ПЛ, и доживут до Дня Победы.        

Всего в 1941 г. ПЛ КБФ потопили 7 судов и одну лодку противника. Еще 7 судов и два корабля подорвались на минах, выставленных нашими ПЛ.

В 1942 году условия боевых действия для ПЛ еще больше усложнятся. Финский залив будет еще гуще нашпигован минами и перегорожен противолодочными сетями. Даже выход ПЛ из залива станет подвигом.  

И все-таки ПЛ прорывались в Балтику и топили врага. Так, Щ-317 (командир М.Х.Мохов) в одном походе потопила 5 транспортов, а Щ-320 (командир И.М.Вишневский) – 3. Обе лодки не вернулись на базу.

Минный заградитель Л-3 (командир П.Д.Грищенко) в течение трех месяцев совершил два похода, в ходе которых потопил несколько транспортов противника и осуществил постановку 40 мин, на которых подорвались еще 4 судна. Только в ходе первого похода, в августе-сентябре, экипаж ПЛ прошел более полутора тысяч миль под водой, 78 раз пересек линии минных заграждений, пережил и устранил последствия 5 подрывов, на ПЛ было сброшено более 200 глубинных бомб.

В походе Л-3 принимал участие известный в предвоенные годы писатель-маринист и военный корреспондент А.И.Зонин. От нервного перенапряжения сразу же после прибытия в Кронштадт он заболел и несколько месяцев лечился в госпитале. Вместе с ним в госпиталь попал и радист Л-3, который так и не вылечился, и умер через 6 лет. Как воспоминал П.Д.Грищенко, он сам сразу же после похода проспал более двух суток, и только потом пришел в себя.  

По сведениям командования КБФ в 1942 году подводниками уничтожено 48 судов и кораблей противника. Цена – 12 погибших ПЛ.  

В 1943 году враг окончательно перекрыл Финский залив. ПЛ Щ-408 (командир П.С.Кузьмин) прорывалась в Балтику в конце мая. В надводном положении ее обнаружил, обстрелял и повредил немецкий самолет. После погружения, на воде осталось масляное пятно, по которому местонахождение лодки определили подошедшие вражеские корабли и катера. Они атаковали ПЛ бомбами. Лодка всплыла и приняла бой. Моряки отбивались артиллерийским (два 45-мм орудия) и стрелковым оружием (пулеметы, автоматы, винтовки). Через некоторое время ПЛ вновь погрузилась и больше не всплывала.

Несколько лет назад Щ-408 была обнаружена на дне и обследована. На мостике лежал автомат, все люки оказались задраены, спастись не пытался никто…

В отличие от хваленых немецких подводников, которые в случае безнадежных ситуаций сдавались в плен (так, в марте 1941 г. сдались в плен самый результативный командир-подводник Второй мировой войны Отто Кречмер и члены его команды), наши моряки предпочитали плену смерть.

Всего при попытке  прорыва в Балтику погибло 4 ПЛ. Еще одна – на переходе из Ленинграда в Кронштадт. После этого командование КБФ прорывы прекратило.

Путь в открытое море станет возможным только осенью 1944 года после выхода Финляндии из войны. За три месяца наши ПЛ потопят 33 вражеских судна. Потерь с нашей стороны не будет. Единственная погибшая  ПЛ – М-96, не вернется из минной разведки в Нарвском заливе в сентябре.  

В 1945 году боевой счет балтийцев-подводников увеличится на 26 судов, включая знаменитый «Вильгельм Густлов», пораженный С-13 (командир А.И.Маринеско) 30 января в «Атаке века». Бывший лайнер водоизмещением более 25 тыс. т., превращенный в базу подготовки подводников, пойдет на дно вместе с 5 – 8 тыс. пассажиров, в числе которых были и около тысячи курсантов-подводников. В атаку С-13 пойдет со стороны берега, что будет неожиданным для кораблей охранения, а уходить от преследования начнет в сторону затонувшего судна, что также было неожиданно для преследователей. В том походе А.И.Маринеско потопит еще одно судно, водоизмещением более 14,5 тыс. т. С учетом ранее одержанных побед он станет самым результативным (по потопленному тоннажу) советским подводником.

В январе 1945 г. из своего восьмого похода (в том числе два было совершено еще в советско-финскую войну) не вернулась С-4 – последняя ПЛ КБФ, погибшая в Великую Отечественную войну.

46 погибших ПЛ (в том числе 38 в ходе выполнения боевых задач) – вот скорбный счет КБФ за войну. 9 мая 1945 г. на Балтике встречали 25 ПЛ (с учетом ПЛ, включенных в состав флота в ходе войны).  

КБФ в годы войны понес самые многочисленные потери ПЛ. Но не менее тяжелые потери были и на других флотах. На ЧФ погибли 29 ПЛ (в том числе 25 в боевых походах); на СФ – 23 (все в бою); на ТОФ – 8 (в боевых условиях – 5).

Список советских подводников, погибших в Великой Отечественной войне, насчитывает 3636 фамилий. И он может быть пополнен. До сих пор достоверно не установлены фамилии всех членов экипажей погибших лодок.  

Весьма непростым остается вопрос о количестве судов и кораблей, потопленных нашими ПЛ в годы войны. Далеко не всегда командиры лодок имели возможность со 100 процентной гарантией утверждать о достигнутых победах. Поэтому и штабы флотов засчитывали только те, которые подтверждались несколькими источниками.

Количество потопленных вражеских судов и кораблей, приведенные выше, опираются только на официальные данные. Вместе с тем, сейчас появилась возможность сверить эти сведения с информацией зарубежных архивов (и прежде всего немецких). Современные исследователи отмечают, что нередко наши данные и сведения из архивов не совпадают. Однако, по нашему мнению, полностью доверять иностранным источникам тоже не стоит. Кроме того, многие подводные атаки наших ПЛ еще не изучены.

В любом случае, память о советских моряках-подводниках, представителях одной из наиболее редких, опасных и героических воинских профессий, среди которых в годы Великой Отечественной войны погиб почти каждый второй, – священна!  


Поделиться
Комментарии0

Атомная подводная лодка (АПЛ) «Кузбасс» Тихоокеанского флота (ТОФ) вернулась в пункт базирования после длительного выполнения задач в море.

137 1 0

Подразделения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО) совершают масштабный полевой выход артиллерийских в преддверии предстоящей проверки за летний период обучения проходит в Приморском крае.

Российские ВКС в Сирии нанесли авиаудар по объекту боевиков ИГИЛ (запрещена в России) под Пальмирой.

Новый приказ министра обороны России о накопительно-ипотечной системе (НИС) – так называемой «военной ипотеке» - вступил в силу.